Крылатая противокорабельная ракета К-10С.

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1961 г.

Постоянное совершенствование средств ПВО надводных кораблей, особенно оснащение их зенитно-ракетными комплексами, снизило вероятность поражения морских целей крылатыми ракетами типа КС и КСС. Это послужило предпосылкой для создания сверхзвуковой противокорабельной ракеты К-10С. Крылатая ракета К-10С в составе ракетного вооружения самолета-носителя Ту-16К-10 (система К-10) предназначалась для поражения надводных боевых кораблей и транспортов.

В состав системы К-10 входили:
— самолет-носитель Ту-16К-10, оборудованный системой подвески и подготовки ракет к пуску и станцией радиоуправления;
— крылатая ракета К-10С с аппаратурой управления, двигательной установкой и боевой частью;
— средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.

Создание сверхзвукового самолета-снаряда c избирательной системой наведения было поручено ОКБ-155 еще в феврале 1955 года. Главным конструктором нового изделия стал М.И.Гуревич. Самолет-снаряд получил оригинальную компоновку с вынесенным расположением двигателя. В его конструкции впервые были применены монолитные (без присоединяемого силового набора) панели оперения. Они, а также силовые рамы фюзеляжа изготавливались из сплава МЛ-5 литьем в землю. Новинкой также был обтекатель ГСН сотовой конструкции, производство которого было освоено при участии специалистов из ВИАМ. До того этот важный агрегат, влияющий на характеристики ГСН, изготавливался из материалов с нерегулярным расположением волокон, что создавало определенные проблемы для прохождения сигнала. Теперь его характеристики были стабильными, и их можно было учесть при проектировании ГСН.

Конструкция планера в основном выполнялась из алюминиевых сплавов Д-16АТ и АМГ-6. Для удобства транспортирования и хранения ракеты консоли крыла складывались вверх без расстыковки тяг управления элеронами. При стартовой массе 4600 кг масса боевой части составляла 940 кг, дальность пуска — примерно 220 км. Для ракеты была разработана фугасно-кумулятивная боевая часть, что повысило эффективность поражения цели. Ракета подвешивалась под фюзеляж самолета-носителя полуутопленной в бомбовом люке на специальном балочном держателе.

Система управления создавалась в КБ-1 Минспецмаша под руководством С.Ф.Матвеевского. ОКБ-156 (головное предприятие) выпустило специальную модификацию самолета Ту-16, оснащенную РЛС ЕН, командной аппаратурой и центральным балочном держателем БД-238.

Испытания РЛС ЕН носителя провели на опытном Ту-16К-10, а станции ЕС снаряда — на ЛЛ на базе вертолета Ми-4 и самолетов Ли-2 и МиГ-19СМК. Испытания самолета-снаряда К-10С начались 28.05.1958 г. По их результатам были сделаны доработки:
-изменена форма ВЗ;
-увеличен угол отклонения элеронов;
-доработана гондола двигателя;
-изменена форма носового кока и хвостового стекателя и перекомпонована носовая часть.

Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 года на полигоне № 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру «Чкалов». Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели 170-175 км. Из пяти пусков четыре оказались успешными. Система К-10 была принята на вооружение в августе 1961 года. Выпуск снаряда был начат на заводе № 31 в Тбилиси (первые серии и часть агрегатов строились заводом № 256), а носителя Ту-16К-10 на заводе № 18 в Куйбышеве (всего построено 173 самолета). По сложившимся тогда нормам в частях Авиации ВМФ на каждый носитель поддерживался боекомплект из двух самолетов-снарядов.

Самолет-снаряд К-10 на период 1960-х годов обладал высокими характеристиками по скорости, дальности и мощности как с обычной, так и специальной БЧ. Серийные станции ЕН обнаруживали корабль типа крейсер с большой высоты на дальности до 400 км, а помехозащищенность обеспечивалась функционированием станции на нескольких частотах, одна из которых (рабочая) стабилизировалась. К недостаткам можно отнести низкую надежность и сложность в эксплуатации элементов системы наведения, установленных на носителе.

Расчеты показывали, что для уничтожения авианосной ударной группы в случае применения только фугасно-кумулятивных БЧ требуется произвести групповой вылет одного полка самолетов Ту-16К-10. Однако использование ядерных боевых частей позволит уменьшить наряд самолетов.

Двадцать второго августа 1962 года экипажем командира полка Ту-16К-10 ВВС Северного Флота майора В.Крупякова был произведен пуск ракеты К-10СН с ядерной БЧ по морской цели в районе СИПНЗ. За полчаса перед вылетом были обнаружены отклонения в записях КЗА в полете с имитатором, произведенном днем раньше. Систему проверял лично командир 5-й МРАД Недодаев, который имел перерыв в полетах. Хотя экипаж, командование полка и присутствовавшие командующий КСФ В.А.Касатонов и и.о. командующего ВВС КСФ Кузнецов нервничали, было дано «добро» на вылет. В расчетной точке пуск не произошел из-за ошибки штурмана-оператора. Далее при проверке не сработал радиолокационный ответчик. Но СБЧ была уже взведена. В следующей попытке ракета сошла с держателя и взорвалась в заданном районе.

В период 1960-1962 годов ракетный комплекс К-10 поступил на вооружение семи авиационных полков.

Системой К-10 предполагалось оснастить также модификации самолетов Ту-95 и Ту-22, но этот план реализован не был. В мае 1964 года начались работы по дооснащению Ту-16К-10 ракетами КСР-5. Новый ракетный комплекс К-36 (Ту-16К-26) на то время был самым мощным в СССР до появления самолета Ту-22М2 и состоял на вооружении с начала 70-х годов до 1994 года.

В период с 1958-го по 1979 год был создан ряд модификаций снаряда:
К-10СН — серийный вариант со специальной БЧ, К-10СНБ.
К-10СП — серийный беспилотный постановщик помех.
К-10П — варианты с двигателями МФ-9К и КР5-26 с увеличенной дальностью и скоростью полета (проекты).
К-14 — опытный вариант с новой системой наведения для самолета 3МД (М-6К).
К-10СД и СДВ — опытные варианты с повышенной дальностью.

ТТХ:

Длина, м: 9,45-9,75
Макс. диаметр, м: 0,9-0,92
Размах крыла, м: 4,18-4,4
Высота, м: 2,27
Стартовый вес, кг: 4,53
Двигатель: ТРД М-9ФК (РД-9ФК)
Запас топлива, л: 1575
Стреловидность крыла, °: 55
Самолетная РЛС: «ЕН»
Пусковая установка: балочный держатель БД-238
Боевая часть
— фугасно-куммулятивная: ФК-10 (ФК-1М)
— термоядерная: 200-600 кТ
Вес БЧ, кг: 1000
Система управления: радиокомандная ЕС с АРЛГСН ЕС-2
Дальность захвата ГСН, км: 15-20
Дальность стрельбы, км: 185-220
Скорость ракеты, м/с: 420
Макс. скорость ракеты, км/ч: 2030
Высота полета, км: 0,5-8
Высота пуска, км: 1,5-11
Самолет-носитель: Ту-16К-10, Ту-16К-10-26, Ту-95К-10.

Схема наведения ракеты К-10С

Схема наведения ракеты К-10С.

1.Крылатая ракета К-10С на тележке.

Крылатая ракета К-10С на тележке.

2.Ракета К-10СД на тележке.

Крылатая ракета К-10СД на тележке.

3.Пуск ракеты К-10С.

Пуск ракеты К-10С.

4.Пуск ракеты К-10С.

Пуск ракеты К-10С.

5.К-10С. Рисунок.

К-10С. Рисунок.

6.Компоновочная схема ракеты К-10С.

Компоновочная схема ракеты К-10С.

7.К-10С. Схема.

К-10С. Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «K-10C».