Турбореактивный авиационный двигатель Р-11-300 (АМ-11).

Разработчик: ОКБ-300 под руководством А.А.Микулина
Страна: СССР
Год создания: 1953-1956 гг.

Разработка турбореактивного двигателя АМ-11 в ОКБ-300 началось в 1953 году под руководством А.А.Микулина (позже его сменил С.К.Туманский). Р-11-300 — первый советский двухвальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДФ). При создании двигателя были теоретически разработаны и применены основные принципы регулирования двухвальных турбореактивнях двигателей с форсажной камерой, что обеспечило получение оптимальных высотноскоростных характеристик, простоту и надёжность эксплуатации. В 1958 году двигатель успешно прошёл Государственные стендовые испытания и был запущен в серийное производство под обозначением Р-11-300 на Московском моторном заводе им. В.В.Чернышева и Уфимском моторном заводе. Устанавливался на самолётах Е-2А, МиГ-21, Су-15, Як-25РВ, Як-28, Як-28П.

Р-11Ф-300 — двухвальный турбореактивный двигатель с шестиступенчатым осевым компрессором, трубчато-кольцевой камерой сгорания, двухступенчатой турбиной и форсажной камерой с регулируемым соплом. Компрессор содержит по 3 высоконапорных сверхзвуковых (околозвуковых) ступени каскадов низкого и высокого давления. Выносные опоры отсутствуют. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

В январе 1956 года был передан на заводские испытания первый самолет Е-2А/1 с новым ТРД Р-11-300 (АМ-11).

Всего изготовлено более 20000 двигателей Р-11-300 всех модификаций. Копия Р-11-300 выпускалась в Китае (устанавливался на истребителе J-7). Капитальный ремонт двигателя в 1962-1975 годах производился на ремонтных заводах №12 (Хабаровск), №218 (Гатчина) и №570 (Ейск). Отработавшие лётный ресурс двигатели применялись на пожарной машине АГВТ-150(375).

Модификации:

— АМ-11 — прототип;
— Р-11А-300 — двигатель для бомбардировщика Як-28 (опытный). Отличался расположением коробки агрегатов;
— Р-11АФ-300 — форсированный до 5750 кгс. Устанавливался на Як-28;
— Р-11АФ2-300 — форсированный до 6100 кгс. Устанавливался на бомбардировщиках Як-28И, Як-28Л, перехватчике Як-28П;
— Р-11АФ3-300 — двигатель для перехватчика Як-28ПМ;
— Р-11Ф-300 («изделие 37Ф») — двигатель для истребителя МиГ-21;
— Р-11Ф2C-300 («изделие 37Ф2С») — форсированный до 6200 кгс. Устанавливался на истребителе Су-15;
— Р-11Ф2CУ-300 — доработанный.

Технические характеристики:

Длинна, мм: 4600
Диаметр, мм: 906
Масса, кг: 1040
Тяга, кгс
взлётная максимальная: 4200
на форсаже: 5110
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 64,5
Степень повышения давления в компрессоре: 8,6
Температура турбины, °C: 902
Ресурс, час.: 1500.

1.Двигатель Р-11-300.

Двигатель Р-11-300. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

2.Двигатель Р-11-300. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской обл.

Двигатель Р-11-300. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

3.Двигатель Р-11-300. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской обл.

Двигатель Р-11-300. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

4.Двигатель Р-11-300. Музей АМНТК Союз

Двигатель Р-11-300. Музей АМНТК «Союз».

5.Р-11-300. Схема.

Р-11-300. Схема.

.

.

Список источников:
В.А.Зрелов. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы.
Н.В.Якубович. Истребитель МиГ-21. Рождение легенды.