Турбореактивный авиационный двигатель Р-13.

Разработчик: ОКБ-300 (С.А.Гаврилов)
Страна: СССР
Год постройки: 1963 г.

Двигатель Р-13, являвшийся дальнейшим развитием турбореактивного двигателя Р-11. Базовая версия Р-13 получила наименование Р-13-300. В двухконтурном турбореактивный двигатель Р-13-300, по сравнению с Р-11, был установлена полностью новая форсажная камера, новый пятиступенчатый компрессор высокого давления и новая камера сгорания с модифицированной системой запуска обеспечивающей запуск на больших высотах без применения дополнительного топливного бака.

В конструкции двигателя увеличилось количество титановых деталей. Вариант с форсажной камерой устанавливался на ряде модификаций истребителей МиГ-21 (МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ, Миг-21МФ), Су-15ТМ и Су-15Т, без форсажной камеры — на самолетах Су-25 и Су-28.

Производился в Уфинском УМПО и Улан-Удинском УМПК. Выпускался так же по лицензии в Китае под обозначением LM WP13.

Модификации:

Р13Ф-300 — на двигателе установлена новая форсажная камера с тремя кольцевыми стабилизаторами и дополнительный форсажный насос. Сопло имеет дополнительный теплозащитный экран. Эти конструктивные изменения позволяют эксплуатацию двигателя в «чрезвычайном режиме» (режим повышенной форсированной тяги).
Р13Ф2-300 — с максимальной тягой 6600 кгс предназначен для Су-15ТМ.
Р-95Ш — бесфорсажный для штурмовика Су-25.
Р-13-300 производился в Китае с 1978 г под обозначением LM WP13. Предназначался для установки на самолёты F-7 и F-8. Известны следующие модификации:
LM WP13A II — в двигателе введено охлаждение лопаток турбины высокого давления, модифицированы камера сгорания и форсажная камера. Длина двигателя больше на 550 мм, а масса меньше на 10 кг.
LM WP13F — повышена степень сжатия в компрессоре, увеличился расход воздуха. Устанавливался на истребителе F-7MG.

Технические характеристики:

Длина, мм: 0,907
Высота, м: 1,095
Диаметр входа, м: 1250
Масса, кг: 1205
Тяга на полном форсированном режиме, кН(кгс): 63.65 (6490)
Удельный расход топлива в форсажном режиме, кг/кгс-ч: 2,093
Тяга на рабочем режиме, кН( кгс): 39,92 (4070)
Минимальный удельный расход топлива, кг/кгс-ч: 0,931
Степень сжатия: 8,90
Температура газов перед турбиной, °С: 1005
Число ступеней турбины: 9
Степень повышения давления в компрессоре: 9,1.

Двигатель Р-13 в музее Вадима Задорожного.

Двигатель Р-13 в музее Вадима Задорожного.

.

.

Список источников:
В.А.Зрелов. Отечественные газотурбинные двигатели.
П.Н.Сергеев. Советский истребитель-перехватчик Су-15.