Турбореактивный авиационный двигатель Р-15.
Разработчик: ОКБ А.А.Микулин
Страна: СССР
Построен: 1960 г.
Одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой Р-15 разработан в ОКБ А.А.Микулина. Двигатель разрабатывался для высотных полетов с крейсерской скоростью с числом Маха равным 2,5. Первоначально двигатель планировался для установки на стратегической крылатой ракете, однако впоследствии был модифицирован для установки на сверхзвуковые истребители. Двигатель имел специальный эжектор для увеличения суммарного тягового усилия на скоростях полета в диапазоне чисел М=2,4-2,5 и уменьшения донного сопротивления.
Устанавливался на опытные истребители Е-150 и Е-155М, на которых в течении 1965-1975 годов было установлено 21 мировой рекорд. Известно что модификация двигателя — Р-15-300 была готова только в середине 1960 года, из-за чего испытания опытного истребителя Е-150 задерживались. На опытном истребителе Е-155М устанавливалась модификация — Р-15БФ2-300. Другие модификации устанавливались на различные модификации самолетов МиГ-25.
Первая серийная модификация Р-15-300 (Р-15К или КР-15) устанавливалась на дальнем беспилотном разведчике Ту-123 «Ястреб».
Серийное производство двигателя продолжалось до 1989 года.
Модификации двигателя:
Р-15-300 — тяга 73,5 кН ( на форсаже 100.1 кН), Устанавливался на Е-150.
Р-15Б-300 — тяга 73.5 кН ( на форсаже 100.1 кН), безремонтный срок службы 150 часов. Устанавливался на МиГ-25П/ПУ/РБ/РБК/РБТ/РБФ и РУ.
Р-15БД-300 — тяга 86.24 кН ( на форсаже 110 кН), безремонтный срок службы 1000 часов. Устанавливался на МиГ-25ПД и ПДС.
Р-15БФ2-300 — тяга 107.2 кН ( на форсаже 132.3 кН) Устанавливался на Е-155М.
Технические характеристики Р-15-300:
Длина, мм: 6264
Максимальный диаметр, мм: 1512
Диаметр входа, мм: 966
Тяга на рабочем режиме, кН (кгс): 73,50 (7495)
Тяга на полном форсированном режиме, кН (кгс): 100,1 (10205)
Минимальный удельный расход топлива, кг/кгс-ч: 1,25
Удельный расход топлива на форсаже, кг/кгс-ч: 2,70
Температура газов перед турбиной, °C: 942
Степень сжатия: 4,75
Носители: Е-150, Е-155М
Двигатель Р-15.
Двигатель Р15Б-300. Музей АМНТК «Союз».
Двигатель Р15Б-300. Музей АМНТК «Союз».
Опытный истребитель-перехватчик Е-150.
.
.
Список источников:
Авиация. Ефим Гордон. «Нестандартные» МиГи.
Г.Дмитриев, С.Серёгин, С.Попсуевич. МиГ-25 и модификации.