Турбовальный авиационный двигатель Д-136.

Разработчик: ЗМКБ «Прогресс»
Страна: СССР
Разработка: 1972 г.
Серийное производство: 1982 г.

Разработка турбовального двигателя Д-136 для вертолёта Ми-26 началась в ЗМКБ «Прогресс» в 1972 году под руководством главного конструктора Ф.М.Муравченко. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор В.А.Лотарёв. За основу конструкции был взят двухконтурный турбореактивный двигатель Д-36. Применение модульно-блочной конструкции со средствами обнаружения неисправностей и отказов на ранней стадии позволяли облегчить ремонт и обслуживание двигателя. Серийное производство организовано на Запорожском ПО «Моторостроитель» (ныне АО «Мотор Сич») в 1982 году.

Д-136 выполнен по трёхвальной схеме. Состоит из осевого двухкаскадного 13-ступенчатого компрессора, промежуточного корпуса, кольцевой камеры сгорания, 2 ступеней турбин компрессоров, двухступенчатой свободной турбины и выхлопного устройства. Конструкция модульная. Всего 9 модулей (из них 5 идентичны соответствующим модулям Д-36): ведущий вал, выхлопная труба, свободная турбина, ротор турбины низкого давления, корпус опор турбин, ротор турбины высокого давления, камера сгорания, корпус промежуточный с компрессором высокого давления, компрессор низкого давления. Запуск двигателя производится с помощью воздушного стартера. Имеется гидромеханический регулятор скорости вращения турбины, электронная система управления температурой газа, электронная система управления скоростью ротора свободной турбины и газогенератора, воздушный фильтр. На вертолёте устанавливается также синхронизатор мощности обоих двигателей. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

В настоящее время Д-136 является самым мощным турбовальным двигателем в мире. За его создание Ф.М.Муравченко удостоен Государственной премии СССР.
Серийное производство Д-136 продолжается. К настоящему времени изготовлено 470 двигателей. Капитальный ремонт осуществляется на 695 АРЗ (г. Арамиль, Свердловская обл.).

ТТХ:

Длина, мм: 3964
Ширина, мм: 1670
Высота, мм: 1160
Масса сухая, кг: 1050
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 36,0
Температура газа перед турбиной, °C
-на взлётном режиме: 1105
-максимальная: 1243
Мощность, э.л.с.
-взлётная: 10000
-максимальная продолжительная: 8500
-на чрезвычайном режиме: 11400
Удельный расход топлива, кг/э.л.с.·ч.
-на взлётном режиме: 0,198
-на крейсерском режиме: 0,206
Частота вращения ротора свободной турбины, об/мин: 8300.

1.Двигатель Д-136Т на МАКС-2009. 1

Двигатель Д-136Т на МАКС-2009.

2.Двигатель Д-136Т на МАКС-2009. 2

Двигатель Д-136Т на МАКС-2009.

3.Двигатель Д-136 на HeliRussia-2014.

Двигатель Д-136 на «HeliRussia-2014».

4.Двигатель Д-136 в музее 218 АРЗ в г.Гатчина Ленинградской обл.

Двигатель Д-136 в музее 218-го АРЗ в г.Гатчина, Ленинградской области.

5.Двигатели Д-136 на вертолете Ми-26.

Двигатели Д-136 на вертолете Ми-26.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. №6 за 1985 г. В.Братунец. Вертолёт-гигант Ми-26. Силовая установка.
Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru).
Фотоархив сайта russianplanes.net