Турбовинтовой авиационный двигатель АИ-24.

Разработчик: ЗМКБ «Прогресс»
Страна: СССР
Серийное производство: 1961 г.

Турбовинтовой двигатель АИ-24 разработан в ЗМКБ «Прогресс» под руководством А.Г.Ивченко для самолёта Ан-24. При разработке использован прогрессивный метод моделирования двигателя-прототипа. Выпускался серийно на Запорожском моторном заводе с 1961 года.

АИ-24 оснащён 10-ступенчатым осевым компрессором и трёхступенчатой турбиной. Камера сгорания кольцевая с 8 форсунками. Система смазки циркуляционная под давлением. Запуск двигателя осуществляется от стартера-генератора СТГ-18ТМО, питающегося от ВСУ ТГ-16. В передней части двигателя монтируются стартер-генератор, генератор переменного тока, аэродинамические датчики, детектор обледенения, система передачи крутящего момента, масляный фильтр, регулятор вращения винта Р68ДТ-24М. Двигатель оснащён четырёхлопастным флюгируемым воздушным винтом изменяемого шага АВ-72Т. Топливом служит авиационный керасин марок Т-1, ТС-1, РТ. Основные достоинства АИ-24 — высокая надёжность, большой ресурс, простота конструкции, простота и технологичность обслуживания.

Двигатель устанавливался на самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-30 и их модификации. Всего изготовлено более 11700 двигателей АИ-24. Капитальный ремонт осуществлялся на 695 АРЗ (Арамиль).

Модификации:
АИ-24 — базовый для самолёта Ан-24.
АИ-24 II серии — выпускался серийно с 1964 года, устанавливался на самолёты Ан-24А, Ан-24Б, Ан-24В, Ан-24Т и Ан-24РВ.
АИ-24В — турбовальный для вертолёта В-8.
АИ-24П — двигатель мощностью 2467 л.с. разработан для установки на экранопланы СМ-6 и Метеор-2.
АИ-24Т — выпускался серийно с 1966 года и устанавливался на самолёты Ан-24А, Ан-24В и Ан-24Т. Имеет систему впрыска воды на входе.
АИ-24ВТ — форсированный до 2820 л.с. Устанавливался на Ан-26, Ан-30.
АИ-24УБЭ — бортовая энергетическая установка, создана в 1981 году. Предназначена для самолётов ДРЛО А-50.

ТТХ:

Длина, мм: 2345
Ширина, мм: 677
Высота, мм: 1075
Масса сухая, кг: 600
Расход воздуха через компрессор, кг/с :13,1
Удельный расход топлива, кг/э.л.с.-ч
-на взлётном режиме: 0,264
-на крейсерском режиме: 0,245
Степень повышения давления в компрессоре: 6,4
Температура газа перед турбиной, °C: 877
Взлётная мощность, э.л.с.: 2550
Частота вращения ротора компрессора низкого давления на взлётном режиме, об/мин: 15100.
Ресурс, ч: 15000.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.

5.Двигатель АИ-24ВТ.

Двигатель АИ-24ВТ.

6.Транспортный самолет Ан-24 с двигателями АИ-24. 1961 г.

Транспортный самолет Ан-24 с двигателями АИ-24. 1961 г.

7.Опытный вертолет В-8 с одним двигателем АИ-24В.

Опытный вертолет В-8 с одним двигателем АИ-24В.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. № 9 за 2001 г. В.Богуслаев. 85 лет на службе авиации.
В.Н.Денисюк. Авиационный турбовинтовой двигатель АИ-24 2-й серии. Инструкция по эксплуатации.