Авиационный крупнокалиберный пулемет ШВАК.

Разработчики: Шпитальный, Владимиров
Страна: СССР
Начало разработки: 1932 г.
Испытания: 1933 г.
Принят на вооружение: 1934 г.

Конец 1920-х годов ознаменовался качественным скачком в развитии военной авиации. Существенно увеличились скорость полета самолетов, вес полезной нагрузки (как бомбардировщиков, так и истребителей), улучшилась живучесть боевых машин. В связи с этим 9 февраля 1931 года вышло постановление о разработке крупнокалиберного авиационного пулемета калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемета ДК. Такой пулемет был спроектирован С.В.Владимировым, конструктором ПКБ (пулеметное КБ) в г. Тула.

Опытный образец 12,7-мм пулемета был закончен 28 мая 1932 года. В 1932-1933 годах пулемет прошел испытания и в 1934 году был принят на вооружение под названием «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова — ШВАК» (Шпитальный — Владимиров — авиационный — крупнокалиберный).

Принцип работы автоматики был основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола. Длина ствола пулемета составляла 1246 мм, а тела пулемета — 1726 мм. Число нарезов — 8.

Пулемет ШВАК изготавливался в крыльевом, турельном, синхронном и моторном вариантах. Крыльевой вариант предназначался для установки в крыле самолета. Турельный вариант устанавливался в турелях, башнях и других подвижных самолетных установках.

Питание 12,7-мм пулемета ШВАК производилось патронами от армейских пулеметов ДК и ДШК. Вес 12,7-мм патрона составлял 123-137 г, вес заряда около 17 г, длина патрона 147 мм, длина пули 64,6 мм, длина гильзы 108 мм. Начальная скорость пули 810-830 м/с. Объем каморы заряжания 20,4 см3, максимальное давление пороховых газов 3200 кг/см2 (т.е. предельное для артиллерийских систем до 1945 года). Пули Б-32 по нормали пробивали броню толщиной 20 мм на дальности до 350 м, а БЗТ — на дальности до 300 м. Дальность горения трассера пули БЗТ — до 1500 м.

12,7-мм пулемет ШВАК был первым советским крупнокалиберным авиационным пулеметом и оказался довольно эффективным оружием. Однако он имел ряд недостатков.

12,7-мм пулемет ШВАК был первым советским крупнокалиберным авиационным пулеметом и оказался довольно эффективным оружием. Однако он имел ряд недостатков. Главными из них были:
— чрезвычайно большая сложность устройства отдельных узлов, особенно механизма питания и механизма отражения стреляной гильзы, что являлось причиной трудной и сложной разборки и сборки автомата;
— своеобразие конструкции весьма усложнило его производство. Особенно велика была трудоемкость изготовления механизма питания и ствольной коробки;
— при нарушении нормальной работы механизмов и устранении задержек во время стрельбы доступ к механизмам был крайне затруднен. В отдельных случаях для устранения задержек требовалась частичная или даже полная разборка автомата.

Серийное производство 12,7-мм пулеметов ШВАК было начато в 1935 году на заводе ИНЗ-2. В том году завод изготовил 6 наземных 12,7-мм пулеметов ШВАК на универсальном станке (при плане 40 шт.) и 86 авиационных 12,7-мм пулеметов ШВАК (при плане 410 шт.).

В 1935-1936 годах на базе 12,7-мм пулемета ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК и в 1936 году запущена в серийное производство. Через несколько месяцев после этого 12,7-мм пулемет ШВАК был снят с производства.

Модификации:

ШВАК (т) — турельный;
ШВАК (кр) — крыльевой;
ШВАК (с) — синхронный;
ШВАК (м) — моторный.

ТТХ пулемета ШВАК:

Калибр, мм: 12,7
Длина, мм: 1726
Длина ствола (стволов), мм: 1246
Число нарезов: 8
Масса, кг: 40 кг (крыльевой вариант)
Скорострельность, выстр./мин: 700-800
Начальная скорость пули, м/сек: 830
Число стволов: 1
Патрон: 12,7 х 108R ШВАК (не ДШК)

1.12,7-мм авиационный пулемет ШВАК

12,7-мм авиационный пулемет ШВАК.

12,7-мм авиационный пулемет ШВАК. Рисунок.

12,7-мм авиационный пулемет ШВАК. Рисунок.

.

.

Список источников:
Александр Широкорад. История авиационного вооружения.