Авиационный пулемет ПВ-1.
Разработчик: А.В.Надашкевич
Страна: СССР
Начало разработки: 1923 г.
Испытания: 1926 г.
Принят на вооружение: 1926 г.
Первые попытки использовать 7,62-мм станковый пулемет «Максим» на самолете относятся к периоду 1915-1916 годов. Однако широкого распространения в авиации он не получил. В первую очередь это было связано с большим весом пулемета. Работу по переделке пулемета «Максим» в авиационный начал летчик и авиаконструктор Московского авиационного завода А.В.Надашкевич в 1923 году. Первоначально она велась на заводе «Авиаработник», а с 1924 года — на Тульском оружейном заводе. Большую помощь конструктору в этой работе оказали инженеры П.П.Третьяков и И.А.Пастухов, принимавшие непосредственное участие в его модернизации еще в 1910 года, а также С.А.Ярцев.
В конструкции Надашкевича была сохранена автоматика «Максима» (использовалась энергия отдачи при коротком ходе ствола). Авиационный пулемет отличался от станкового меньшим весом, достигнутым за счет обточки ствола, введением воздушного охлаждения и системой питания, предназначенной для стрельбы из металлической звеньевой ленты. Спусковой механизм был приспособлен для синхронной стрельбы. Для увеличения темпа стрельбы пулемета уменьшен диаметр втулки надульника и введена буферная пружина, сообщавшая дополнительную скорость подвижной системе при движении ее вперед и принимавшая на себя удар при ее отходе. Пружинный буфер был впервые применен в авиационном пулемете как у нас, так и за рубежом. В результате конструктивных изменений, введенных в пулемет, темп стрельбы повысился с 600 до 750 выстр./мин.
Полигонные испытания пулемета Надашкевича ПВ-1 были начаты 19 мая 1926 года. Спустя полгода, 15 ноября 1926 года Артиллерийский комитет, рассмотрев результаты испытаний, принял представленный образец для снабжения Военно-Воздушных Сил РККА.
Прежде чем принять новую систему на вооружение, Реввоенсовет СССР предложил провести ее параллельные испытания с авиационными пулеметами системы «Vickers» обр. 1924 года, которая также являлась переделкой пулемета «Максима» в авиационный. Совместные полигонные испытания обоих пулеметов были, проведены 16 марта 1927 года. В отчете комиссии сказано, что стрельбу из пулемета «Vickers» следует считать совершенно неудовлетворительной, в отношении же системы Максима-Надашкевича указано, что при надлежащей отладке синхронизатора пулемет на самолете действует удовлетворительно.
В результате успешных испытаний пулемет ПВ-1 в 1928 году был принят на вооружение Военно-Воздушных Сил РККА приказом Реввоенсовета СССР. Первым самолетом, получившим пулемет на вооружение стал истребитель И-2.
Вес пулемета ПВ-1 составил 14,5 кг. Темп стрельбы 750 выстр./мин. Начальная скорость пули образца 1908 года — 865 м/с, а пули образца 1930 года — 800 м/с. Питание пулемета ПВ-1 производилось металлической звеньевой лентой.
Пулеметы ПВ-1 устанавливали на самолетах для стрельбы через винт с неподвижных установок, а вне плоскости вращения винта с неподвижных или ограниченно подвижных установок.
Первые серийные пулеметы ПВ-1 имели стволы с укороченной дульной частью для снижения веса, но 24 августа 1930 года начальник Артиллерийского управления РККА Г.И.Бондарь обратился к начальнику вооружений РККА с предложением о стандартизации пулеметных стволов. Заместитель председателя Реввоенсовета СССР И.П.Уборевич утвердил переход на изготовление (начиная с 1931 года) пулеметов ПВ-1 со стволами пулемета «Максим».
Разработка истребителя И-4 с двумя огневыми точками для удобства размещения на самолете потребовала создания пулемета с подачей ленты слева направо. Первая партия таких пулеметов в количестве десяти штук была изготовлена в 1929 году. В декабре 1929 года после испытаний пулеметы с левой подачей ленты были приняты на вооружение. С 1930 года началось их производство.
На истребителе И-5 было установлено два синхронных пулемета ПВ-1 с общим боекомплектом 1200 патронов. На позднейшей модификации И-5 стояло уже четыре пулемета ПВ-1 с общим боекомплектом 4000 патронов.
На разведчике Р-5 устанавливалось два пулемета ПВ-1: один синхронный и один на турель. Позже на турели ставилась спарка ПВ-1. На штурмовике Р-5Ш размещалось четыре крыльевых пулемета ПВ-1 (по два рядом на каждом крыле), закрытых обтекателями и один синхронный ПВ-1.
Последним истребителем, оснащенным пулеметами ПВ-1, стал И-15, на котором стояло четыре ПВ-1 с общим боекомплектом 3000 патронов.
Всего в 1927-1939 годах было выпущено почти 18 тысяч единиц ПВ-1. В 1940 году, в связи с переходом на более современные образцы (ШВАК, ШКАС) и снятием с вооружения моделей самолётов, на которые устанавливался ПВ-1, производство пулемёта было прекращено.
Имевшиеся в частях ВВС РККА (в том числе, учебных) пулемёты ПВ-1 продолжали использоваться до выработки ресурса или до вывода из эксплуатации самолётов, на которых они были установлены.
В период Великой Отечественной войны, кроме вооружения самолётов У-2, строенные ПВ-1 использовались в выпускавшихся в Тамбове зенитно-пулемётных установках конструкции Н.Токарева, в том числе для противовоздушной защиты советских бронепоездов.
В 1942 году оружейный завод в Златоусте начал установку оставшихся на складах хранения ПВ-1 на колёсные станки образца 1910 года конструкции А.А.Соколова, направив в пехотные части Красной Армии 3009 станковых пулемётов.
Для стрельбы из пулемёта ПВ-1 использовались специальные авиационные патроны. Авиационные патроны по своему устройству практически идентичны винтовочным патронам, но имеют ряд отличий:
— технологический процесс производства авиационных патронов более строгий в требованиях к величине порохового заряда;
— при приёме боеприпасов проводились испытания стрельбой по вращающемуся кругу. К стрельбе через винт самолёта допускались только патроны с малым сектором разброса пуль — не более 10°;
— патроны ПВ-1 имели отличительное обозначение на упаковке (ящиках и коробках) в виде литер «ПВ-1». Патроны, допущенные для стрельбы через винт самолёта из пулемётов ПВ-1 и ШКАС, обозначались в углу боковой стороны ящика знаком в виде красного пропеллера. Патроны, допущенные для стрельбы через винт самолёта только из пулемёта ПВ-1, обозначались пропеллером чёрного цвета;
— патроны ПВ-1 выпускались с латунными гильзами и снаряжались различными пулями и отличались от патронов, выпускающихся по линии ГАУ, усиленным кольцевым кернением капсюля и на некоторых вариантах патронов — двойным обжимом дульца гильзы.
В 1940 году пулемёт ПВ-1 был снят с производства, а в 1942 году оставшиеся на хранении пулемёты были переделаны (установлены на станки) и направлены в пехотные части. Предположительно, выпуск авиационных патронов ПВ-1 продолжался до 1942 года.
Пулеметы ПВ-1 выпускались с 1926-го по 1940 год. К 1 октября 1929 года в Военно-Воздушных Силах насчитывалось 2480 пулеметов ПВ-1. В 1932 году было изготовлено 3019 пулеметов, в 1933 году — 1284, в 1934 году — 3645, в 1935 году — 1915, в 1937 году — 1603, в 1938 году — 3867.
Модификации:
ПВ-1 (т) — турельный, базовая модификация, устанавливался на самолеты Р-5.
ПВ-1 (кр) — крыльевой, устанавливался на самолеты Р-5Ш.
ПВ-1 (с) — синхронный, устанавливался на самолеты И-5, Р-5.
ПВ-1 (т) спарка — спаренный пулемет ПВ-1, устанавливался на самолеты Р-5 и установки ПВО.
ПВ-1 (с) обр. 1929 г. — пулемет с левой подачей ленты для истребителя И-4.
ТТХ авиационного пулемета ПВ-1:
Калибр, мм: 7,62
Длина орудия, мм: 1067
Длина ствола, мм: 721 (ранние 673)
Масса пулемета, кг: 14,5
Тип автоматики: короткий откат ствола
Темп стрельбы, выст/мин: 800-865
Нач. скорость снаряда, м/сек: 750
Ёмкость магазина: лента на 200-600 патронов
Тип патрона: 7,62 х 54R
Авиационный пулемет ПВ-1.
Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН. Музей ВВС Монино.
Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН. Музей ВВС Монино.
Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН. Музей ВВС Монино.
Авиационные пулеметы ПВ-1 и ДА.
Курсовой пулемет ПВ-1 на левом борту самолета-разведчика Р-1.
Авиационные пулеметы ПВ-1 под крылом штурмовика Р-5Ш.
Пулеметы ПВ-1 и патронные ящики на истребителе И-15.
Пулемётный расчёт ЗПУ ПВ-1.
ПВ-1. Схема.
.
.
Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.