30-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-30-2 (ТКБ-645, АО-17А).
Разработчик: ОКБ-575 (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов)
Страна: СССР
Начало разработки: 1965 г.
Принятие на вооружение: 1978 г.
Пушка разработана в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула) под руководством В.П.Грязева и А.Г.Шипунова и поступила на вооружение в конце 1970-х годов. Производством пушки ГШ-30-2 занимается ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева» (г. Ковров). Конструктивно выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста.
Пушка ГШ-30-2 предназначена для уничтожения открыто расположенной живой силы противника, для борьбы с легко и среднебронированными наземными целями и для уничтожения медленнолетящих воздушных целей (в том числе и бронированных) на близких и средних дистанциях.
К началу 1980-х годов по настоянию Управления вооружений Министерства обороны СССР с целью унификации был принят единый для ВВС, ВМФ и армии калибр артиллерийских систем 30 мм. К этому времени на основе отработанной конструкции П11-23 в Конструкторском бюро приборостроения (КБП) была создана двухствольная авиационная пушка ГШ-30-2 (ГШ-2-30, ГШ-302), сохранившая основные конструктивные решения и принцип работы автоматики предыдущей системы. Работа над её прототипом АО-10 началась в НИИ-61 В.Д.Кузнецовым ещё в 1956 году. В дальнейшем орудие переработали в зенитный автомат АО-17 с жидкостным охлаждением стволов, и лишь описав «полный круг», двустволка вновь прошла отработку в авиационном варианте. Этим направлением в КБП занималась конструкторская группа В.П.Карасёва.
Конструктивно ГШ-30-2 выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста. Как и ГШ-23, пушка ГШ-30-2 использует газоотводный привод автоматики, имеет два затвора и два ползуна, работающие при стрельбе в противофазе, когда накат одного с подачей и запиранием патрона сопровождается откатом другого, отпиранием ствола и извлечением стреляной гильзы. Для перезарядки при осечках и отказах на пушках ранних выпусков использовался механизм с дополнительным запалом (по одному на каждый ствол). При отказе стрельбы запал стальным бойком пробивал гильзу и факелом пламени осуществлял поджигание порохового заряда осечного патрона. Однако такая система не гарантировала надёжного срабатывания во всех возможных случаях, к тому же устройство было достаточно сложным. На пушках выпуска после 1985 года вернулись к проверенной системе перезарядки с помощью пиропатрона ППЛ, выступавшего резервным источником энергии. Пиропатрон (один на оба ствола) при срабатывании своего порохового заряда подает газы с давлением порядка нескольких десятков атмосфер в механизм перезарядки, выбрасывая осечный патрон из пушки.
В 1978 году пушка ГШ-30-2 была принята на вооружение штурмовика Су-25 во встроенной пушечной установке ВПУ-17А. С появлением ГШ-30-2 было достигнуто значительное усиление огневой мощи: небольшое снижение скорострельности (3000 против 3200 выстр./мин у ГШ-23) с лихвой окупалось увеличением начальной скорости и массы снаряда, позволившим в 2,2 раза поднять массу секундного залпа.
В варианте ГШ-30-2К пушка с 1981 года устанавливалась в неподвижной установке на вертолёте Ми-24П. Смонтированная на боку фюзеляжа пушка отличалась удлиненными на 900 мм стволами (с 1500 до 2400 мм), как с целью улучшения баллистики, так и по компоновочным соображениям — для отвода ударной дульной волны вперёд, подальше от борта вертолёта. Повышенная баллистика ГШ-30-2К диктовалась существенно меньшими полётными скоростями вертолётов, из-за чего суммарная скорость снарядов при стрельбе (а, соответственно, точность и бронепробиваемость) оказывалась на 20-25 % ниже, чем у пушек самолетов-штурмовиков. Удлинение стволов позволило улучшить точностные характеристики, кучность огня и пробивное действие снарядов, начальная скорость которых возросла почти на 10 % (940 м/с против 870 м/с у прототипа). Поскольку возросла и отдача, в управление огнём ввели два режима стрельбы: с высоким темпом — 2000-2600 выстр./мин и малым темпом — 300-400 выстр./мин, предпочтительным по точности (вертолёт при этом меньше уводит по курсу и тангажу из-за воздействия отдачи). В случае истощения боеприпасов Ми-24П может совершить посадку и перезарядить пушку новым боекомплектом, находящимся в десантной кабине.
Стволы ГШ-30-2К оснастили пламегасителями, уменьшающими воздействие давления дульных газов на борт машины. Пушка получила также систему жидкостного охлаждения, в которую заливается обычная вода, а зимой — спиртовой раствор 40°-ой концентрации с добавлением глицерина. Благодаря охладительной системе повысилась живучесть стволов, и орудие получило возможность ведения огня продолжительными очередями с отстрелом всего боекомплекта. В варианте 9А623К2 системой охлаждения оснащалась и пушка Су-25.
ГШ-30-2 оказалась вполне надёжной артиллерийской системой, хотя к её недостаткам относили недостаточную весовую сбалансированность, требовавшую дополнительного повышения жёсткости блока стволов. Кроме того, размещение пушки на штурмовике Су-25 оказалось не самым удачным: в отличие от большинства машин, где оружие находится вблизи центра тяжести, пушечная установка Су-25 вместе с боекомплектом была установлена в носовой части фюзеляжа, и по мере расходования боекомплекта весом почти в четверть тонны при стрельбе центровка изрядно сдвигалась назад (для Су-25 с его прямым крылом достаточно большого удлинения и сравнительно небольшим диапазоном эксплуатационных центровок это смещение носило ощутимый характер, требуя вмешательства лётчика для перебалансировки). В модификации штурмовика Су-25Т пушку вынесли под фюзеляж, поближе к средней части, в неподвижную установку НГТУ-17, чтобы сделать более удобным доступ при обслуживании и снизить влияние сотрясений при стрельбе на работу бортового оптико-электронного комплекса.
Боевое применение в Афганистане штурмовиков Су-25 и вертолётов огневой поддержки Ми-24П, вооружённых пушкой ГШ-30-2, подтвердило высокую эффективность этой артиллерийской системы.
Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:
ОФЗ-30 — осколочно-фугасный зажигательный снаряд;
ОФЗТ-30 — осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд;
БР-30 — бронебойно-разрывной снаряд;
МЭ-30 — многоэлементный снаряд.
Модификации:
ГШ-30-2 (9-А-623) — базовая модификация.
ГШ-30-2К (9-А-623К) — со стволами длиной 2400 мм, испарительной системой охлаждения стволов и переменным темпом стрельбы.
ГШ-30-2К2 (9-А-623К2)
ГШ-30-2В
ТТХ:
Индекс КБ: АО-10 (ТКБ-645)
Индекс ВС: 9А623 (ГШ-30)
Калибр, мм: 30
Длина ствола (стволов), мм: 1500
Вес пушки без магазина, кг: 105
-масса снаряда, г: 390
-масса патрона, г: 832
Темп стрельбы, выст/мин: 3000 (300-2600)
Начальная скорость, м/с: 900 (940)
Начальная скорость снаряда, м/сек: 900
Длина непрерывной очереди, выстр: 250
Ресурс пушки, выстр.: 4000
Число стволов: 2
Боекомплект, патр.: 250
Система подачи боеприпаса: ленточная — звеньевая.
Авиационная пушка ГШ-30-2.
ГШ-30К на Ми-24П.
ГШ-30К на Ми-24П.
ГШ-30 на Су-25.
.
.
Список источников:
В.А.Митищенко. Оружие воздушной войны.
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.