37-мм авиационная пушка НС-37 (11П-37).

Разработчик: ОКБ-16, Нудельман и Суранов
Страна: СССР
Начало разработки: 1941 г.
Принятие на вооружение: 1943 г.

В апреле 1941 года конструкторы ОКБ-16 Нудельман и Суранов приступили к проектированию 37-мм пушки 11П-37. Проект был утвержден 15 июня 1941 года.

Действие автоматики происходило за счет энергии отдачи ствола при его коротком ходе. Канал ствола запирался продольно-скользящим поршневым затвором. Ускоритель кулачкового типа закреплен на неподвижной части автомата. После каждой очереди ударник с затвором и патроном останавливался на шептале в крайнем заднем положении, что исключало возможность самовоспламенения заряда в патроннике от нагревшегося во время стрельбы ствола.

Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из патронного ящика при помощи звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты.

Противооткатные устройства пушки состоят из тормоза отката и тормоза наката. Надежность и безотказность такой схемы обеспечивается принудительностью подачи и досылки патронов на всем пути движения, а также принудительностью экстракции и удаления стреляной гильзы из автомата.

Недостатком автомата является пикообразный характер силы отдачи. Для 37-мм автомата средняя сила отдачи около 2230 кг, но в момент удара затвора о затыльник она достигает 7500 кг. Велика отдача и во время окончания отката ствола и в конце наката затвора.

При стрельбе с истребителя Як-9Т на скоростях до 350 км/ч самолет сильно раскачивался, а прицельный огонь получался только при первом выстреле, при последующих — снаряды разбрасывались.

Длина ствола пушки НС-37 — 2300 мм. Габариты пушки: длина — 3400 мм, ширина — 215 мм, высота — 415 мм. Вес пушки в моторном варианте — 171 кг, в крыльевом — 160 кг. Темп стрельбы — 240-260 выстр./мин. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью в пределах имеющегося боекомплекта.

В боекомплект пушки НС-37 входили снаряды БЗТ и ОЗТ. Снаряд ОЗТ весил 732 г и содержал 34 г мощного взрывчатого вещества A-IX-2. Взрыватель мгновенного действия, сначала МГ-7 и МГ-8, позже — А-37. Снаряд был оснащен самоликвидатором с временем срабатывания 9-12 секунд. Начальная скорость снаряда ОЗТ — 865 м/с.

При попадании в дюралевую обшивку толщиной 1- 1,5 мм снаряд ОЗТ делал дыру диаметром 0,46 м на входе и 0,78 м на выходе.
Снаряд БЗТ весил 770 г и имел начальную скорость 810 м/с.
На дальности 200 м снаряд БЗТ пробивал по нормали 50-мм броню, а под углом 45° — 30-мм броню.
На дальности 400 м снаряд БЗТ по нормали пробивал 45-мм броню, а под углом 30° к нормали — 40-мм броню.
Вес метательного заряда к обоим снарядам одинаковый — около 210 г. Вес гильзы 607 г, вес звена 160 г.

Первый опытный образец пушки 11П был готов 27 июля 1941 года. В августе 1941 года были произведены отладка и заводские испытания опытного образца. В начале октября 1941 года этот же образец пушки был установлен на ЛаГГ-3 для государственных испытаний, которые были закончились в марте 1942 года.

30 марта 1942 года ВВС решили провести повторные летные испытания пушки 11П. Одновременно была поставлена задача переделать пушку 11П под патрон с гильзой без бурта, т.е. под патрон Ш-37. В течение трех месяцев конструкция была переработана и изготовлен новый образец под патрон Ш-37.

Новый образец пушки был установлен на тот же экземпляр истребителя ЛаГГ-3 и с 21 июля по 17 августа 1942 года были повторно проведены государственные испытания. Войсковые испытания пушки 11П проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 года на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 года на Центральном фронте. После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под индексом НС-37.

Самолет Як-9Т (танковый) выпускался с марта 1943-го по июнь 1945 года. Всего произведено 2748 самолетов.

В марте — апреле 1943 года на двухместный Ил-2 с двигателем АМ-38Ф были установлены две пушки НС-37. Вес одной пушки со снарядами 237 кг.

Производство пушек НС-37 велось на Ижевском заводе № 74, причем первоначально этот завод изготовлял параллельно НС-37 и Ш-37. С 18 октября по 7 декабря 1942 года была собрана первая партия в 40 моторных пушек НС-37.

В 1943 году было изготовлено 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек. В 1944 году — 890 моторных и 197 крыльевых пушек. В 1945 году всех пушек сделано 977 штук. На этом производство НС-37 было закончено. Итого было произведено 6833 пушки (по данным книги «50 лет КБП» — 8090 пушек).

ТТХ:

Калибр, мм: 37
Снаряд, мм: 37 х 198
Длина пушки, мм: 3400
Ширина пушки, мм: 215
Высота пушки, мм: 415
Длина ствола (стволов), мм: 2300
Темп стрельбы, выстр./мин: 260
Начальная скорость снаряда, м/с: ОФЗ-900; БТ-880
Вид боепитания: лента на 32 выстрела.

1.Авиационная пушка НС-37.

Авиационная пушка НС-37.

2.Пушка НС-37 и пулемет БС под капотом истребителя ЛаГГ-3.

Пушка НС-37 и пулемет БС под капотом истребителя ЛаГГ-3.

Як-9Т на испытаниях в НИИ ВВС. Весна 1943 г.

4.Ил-2 с пушками НС-37.

Ил-2 с пушками НС-37.

.

.

Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.