Турбореактивный снаряд ТРС-190 «Стрела».

Разработчик: НИИ-3 НКБ
Страна: СССР
Начало разработки: 1951 г.
Начало испытаний: 1952 г.

Для расширения боевых возможностей истребительной авиации и в соответствии с Постановлением СМ СССР № 5119-2226 от 15 декабря 1951 года и приказом МАП № 1264 от 26 декабря 1951 года в ОКБ-155 проводились работы по оснащению серийных самолетов различными вариантами подвесного реактивного вооружения для борьбы как с наземными, так и с воздушными целями.

В соответствии с этим документами, ОКБ-155 требовалось оснастить истребитель МиГ-17 пусковыми установками ОРО-190 (с длиной ствола 1800 мм) для двух 190-мм турбореактивных снарядов ТРС-190 «Стрела» с механическими взрывателями ВМТР, и сдать его на испытания заказчику в августе 1952 года. В июле 1952 года были готовы рабочие чертежи, а 13 августа самолет, получивший индекс СИ-19, передали на заводские летные испытания. После полигонных испытаний 9 сентября 1952 года, машина поступили на госиспытания в ГК НИИ ВВС.

МиГ-17 (СИ-19) с орудиями ОРО-190 и 300-литровыми ПТБ.

ТРС-190. Схема.

Кроме того, в соответствии с Постановлением СМ СССР № 1774-666 от 12 апреля 1952 года, на заводе № 81 МАП подобную реактивную систему установили и на истребителе МиГ-15бис. По всей видимости, это были два спаренных орудия ОРО-190К (с длиной ствола 720 мм), позволявшие вести огонь снарядами ТРС-190 с опытными электровзрывателями В-19. Самолет также оснастили прицелом АП-2Р и прибором зарядки взрывателей ПЗВ-51. После заводских испытаний, 8 апреля 1952 года самолет перегнали с аэродрома ЛИИ МАП на полигон ГК НИИ ВВС и предъявили Министерству сельскохозяйственного машиностроения (в его ведении тогда находился НИИ-1) для проведения огневых летных испытаний системы ТРС-190, которые начались 14 апреля. Однако 4 мая испытания прервались, так как во время выхода самолета из пикирования после стрельбы с левой консоли сорвалась балка-спарка с орудиями ОРО-190К. В связи с тем, что подразделения полигонного обеспечения так ее и не нашли, причину срыва установить не удалось. На заводе № 81 МАП изготовили новую, с усиленными узлами крепления. После завершения огневых испытаний снаряда ТРС-190 с удовлетворительными результатами (72 выстрела, из них 16 — на земле и 56 — в воздухе) 3 июля 1952 года, 190-мм реактивную систему в составе вооружения самолета МиГ-15бис предъявили ГК НИИ ВВС на государственные летные испытания. Кроме того, четыре орудия ОРО-190 передали НИП ВВС № 4 на наземные испытания.

В соответствии с приказом МАП № 691 от 19 июня 1952 года, изданного «вдогонку» вышеупомянутым документам, заводу № 292 МАП по чертежам главного конструктора КБ-1 завода № 81 МАП В.П.Григорьева предписывалось изготовить узлы и агрегаты, а также оборудовать реактивными системами для стрельбы снарядами ТРС-190 шесть истребителей МиГ-15бис из числа принятых военной приемкой. Машины должны были поступить на войсковые испытания в сентябре 1952 года.

Следует отметить, что в этот же период кроме пусковых установок ОРО-190 на заводе № 81 МАП провели отработку нескольких вариантов орудий разового применения. Однако, проведенные испытания как фанерных, так и металлических орудий не дали положительных результатов по кучности стрельбы. Учитывая, что за это время заводом № 81 МАП было отработано и прошло госиспытания короткое орудие многоразового применения ОРО-190К, которое оказалось значительно проще в изготовлении и эксплуатации, чем ОРО-190, работы по отработке одноразовых орудий были прекращены. К тому же, как показали испытания, одноразовые орудия не давали ожидаемого экономического и эксплуатационного преимущества.

Между тем, как это ни странно, разработку самого боеприпаса с БЧ осколочно-фугасного действия филиалу НИИ-1 6-го ГУ МОП официально задали только год спустя на основании Постановления СМ СССР № 2469-1022 от 19 сентября 1953 года (приказ МОП № 737 от 10 октября 1953 года). За разработку снаряда отвечал ведущий инженер НИИ З.Ю.Бродский. Общее руководство работами осуществлял главный конструктор Е.А.Печерский.

В соответствии с этим же Постановлением и на основании приказа МАП № 86 от 2 октября 1953 года, ОКБ-155 предписывалось оснастить истребитель СИ-19 орудиями для стрельбы ТРС-190, прицелом АП-21 (АП-2Р), приборами зарядки взрывателей ПЗВ-52 и передать на заводские и государственные летные испытания в III квартале 1953 года. Правда, заводские летные испытания машины с доработанной системой вооружения закончились еще 12 августа 1953 года, а к 1 января 1954 года завершился и первый этап государственных летных испытаний. Для проведения второго этапа испытаний самолет передали на полигон ГК НИИ ВВС. В 1954 году госиспытания самолета СИ-19 завершились с положительным результатом, но окончательное решение о принятии на вооружение 190-мм реактивной системы ВВС отложили до окончания войсковых испытаний.

МиГ-17 (СИ-19) с пусковыми установками ОРО-190, установленными на выносных балках.

Пусковая установка ОРО-190 на выносной балке на МиГ-17 (СИ-19).

В начале 1955 года на войсковые испытания в НИИ ВВС все соисполнители предоставили 1000 снарядов со взрывателями, четыре самолета МиГ-17Ф, оборудованные заводом № 153 МАП реактивными орудиями ОРО-190К, авиационными стрелковыми прицелами АСП-5Н и приборами зарядки взрывателей ПЗВ-52. Однако 600 электровзрывателей ЭВ-51 из НИИ-137 МОП и 600 механических взрывателей ВМТР завода № 42 МОП с поступлением задерживались. Не выдержав контрольных испытаний (ЭВ-51 по дистанционному действию, ВМТР — по безотказности), обе партии взрывателей были забракованы.

В конструкции электровзрывателя ударно-дистанционного действия, разработанного к июлю 1954 года под руководством Торейко в НИИ-137, давнее требование руководства ВВС к инженерам-оружейникам удалось реализовать. Оно заключалось в необходимости дать возможность пилоту в полете из кабины самому регулировать время срабатывания взрывателя исходя из обстановки. Предвоенные попытки разработать подобное устройство основывались на электромеханическом принципе и не имели положительного результата. Детище НИИ-137 использовало полностью электротехнический принцип работы. Срабатывание взрывателя на траектории полета ТРС обеспечивалось замедлителем конденсаторного типа.

На испытания опытный взрыватель ЭВ-51 был предложен в составе ТРС-190 под наименованием В-19. Однако, забегая вперед, отметим, что поскольку данную реактивную систему ВВС отвергло, взрыватель чрезвычайно удачной конструкции поступил на вооружение в составе авиационной реактивной системы АС-21 под наименованием В-21. Им снаряжали серийные авиационные реактивные снаряды С-21 и опытные АРС-212М. Отзывы полковых специалистов о работе и надежности взрывателя были только положительные.

Разработкой опытного механического взрывателя ВМТР для турбореактивных снарядов в ОКБ завода № 42 МОП занималась конструктор Никитина из группы Хахавина на основании ТТТ Управления испытаний авиационного вооружения НИИ ВВС, выданного еще в декабре 1947 года. К концу сентября 1954 года проектирование взрывателя непредохранительного типа, мгновенно-ударного и 10-секундного дистанционного действия завершилось. Это была попытка скомбинировать два по-своему неплохих взрывателя — АМ-А мгновенного действия и механическую дистанционную трубку ТМ-24А. На испытания данный симбиоз был предложен под наименованием ВМ-19. На вооружение взрыватель так и не поступил, однако его некоторые оригинальные конструктивные решения были использованы при работе над подобными устройствами для перспективных реактивных снарядов.

190-мм турбореактивные снаряды проходили отработку в составе вооружения истребителе МиГ-19. На основании Постановления СМ СССР № 2543-1224 от 30 декабря 1954 года и приказов МАП № 9 от 8 января и № 91 от 17 февраля 1955 года, ОКБ-155 приступило к оснащению истребителя МиГ-19 (индекс разработчика — СМ-2/Б) пусковыми установками ОРО-190К для стрельбы снарядами ТРС-190. Серийную машину № 59210406 оборудовали в двух вариантах — с двумя и четырьмя ТРС-190. Самолет успешно прошел заводские летные испытания и 28 декабря 1956 года был предъявлен на государственные испытания.

МиГ-19 № 59210406 (СМ-2/Б) с орудиями ОРО-190К. За передние срезы орудий выступают БЧ снарядов ТРС-190 с головными взрывателями В-19.

Между тем, авиационные турбореактивные снаряды широкого применения не получили. Время показало, что ставка на ТРС была ошибочной. В отличие от оперенных реактивных снарядов, они были очень критичны к скорости самолета-носителя и требовали четкого ее согласования с собственной частотой вращения на активном участке траектории. Таким образом, успешно стрелять ТРС можно было только в строго ограниченном скоростном диапазоне. Превышение скорости носителя приводило к кувырканию снаряда после старта, поскольку стабилизация вращением вокруг продольной оси переставала давать эффект. Дальнейшее наращивание частоты вращения ТРС уже не спасало положения, а руководство ВВС и АУ ВМФ не устраивало намеренное ограничение скорости носителя.

Кроме того, тупиковый путь развития схемы ТРС заключался и в невозможности наращивать огневую мощь боеприпасов такого типа. Даже незначительное увеличение длины снаряда требовало согласования с его частотой вращения на траектории, которое строго зависело от угла наклона оси сопел коллектора. Увеличение же частоты вращения было чревато потерей дальности стрельбы. Именно поэтому все ТРС были относительно короткими. Малейшее вмешательство в эту гармонию неизбежно нарушало центровку ТРС — к этой характеристике они были очень критичны — и стабилизацию в полете.

.

.
Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ МиГ.
Журнал «Авиация» 1999-03. Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное вооружение МиГов.