Ударный истребитель МиГ-19 (СМ-2).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1955 г.0.МиГ-19 (СМ-2)

В процессе производства истребителя МиГ-19 на его базе был создан ряд модификаций и опытных самолетов, а также самолетов-лабораторий, позволивших улучшить его конструкцию, усовершенствовать оборудование и вооружение. Причем, работы по совершенствованию истребителя продолжались даже после принятия на вооружение более совершенного МиГ-21.

В частности проведенное руководством страны и командованием вооруженных сил во второй половине 50-х годов «увольнение в отставку по состоянию здоровья» штурмовой авиации (подробнее см. AM № 4/98 А.Медведь «Фронтовая ударная авиация на пороге ракетной эпохи») отнюдь не сняло проблемы оказания сухопутным войскам непосредственной поддержки на поле боя. Разрабатывавшиеся на замену легендарным «горбатым» проекты истребителей-бомбардировщиков вязли во множестве проблем и потому часть задач, которые в годы Великой Отечественно войны решали штурмовики Ил-2 и Ил-10 возложили на истребители МиГ-15 и МиГ-17. Не избежал этого поветрия и МиГ-19, имевший мощнейшую батарею из трех 30-мм автоматических пушек НР-30, обладавших суммарным весом секундного залпа 18 кг.

Однако для поражения наземных целей (в первую очередь танков, бронемашин) этого было мало. И потому в комплект вооружения практически всех модификаций фронтового истребителя МиГ-19 входили бомбодержатели, а также 100- и 250-кг фугасные бомбы. Но при бомбометании на малой высоте самолет неизбежно входил в зону войсковой ПВО «вероятного противника», располагавшей к этому времени различными ЗСУ калибром 12,7-40 мм, способных эффективно поражать воздушные цели на высотах до 2500 м и дальности 3500-4000 м. Сократить время пребывания в опасной зоне, и минимизировать вероятность поражения атакующих самолетов должны были неуправляемые реактивные снаряды (НУРСы).

Уже в 1955 году для работы по этой тематике горьковским заводом были выделены несколько серийных истребителей МиГ-19. Первый из них (заводской № 59210420, красный бортовой № 420), обозначенный как СМ-2/А, нес от двух до четырех блоков на стандартных замках 396-Ш, с пятью 70-мм НУРС АРС-70 «Ласточка» в каждом. При подвеске четырех таких изделий, ПТБ с самолета снимались. Для ведения прицельной стрельбы реактивными снарядами или из пушек был установлен прицел АСП-5Н-В2, сопряженный с радиодальномером «Радаль-М». Впрочем, по опыту недавней войны (кстати, подтвержденному проведенными испытаниями) было известно, что малокалиберные реактивные снаряды имеют малую дальность пуска, а самое главное обладают малоэффективной боевой частью (БЧ). И потому в том же году к испытаниям подготовили СМ-2/Б (зав. № 59210406, бортовой № 406). От своего предшественника он отличался только двумя или четырьмя направляющими (в то время использовался термин реактивных орудий — Прим. автора) для 190-мм НУРСов ТРС-190. При подвески четырех изделий, как и в случае с СМ-2/А использовать ПТБ было невозможно.

В 1956 году СМ-2/Б доработали под подвеску двух НУРСов АРС-212М калибра 212 мм на авиационных пусковых устройствах АПУ-5, крепившихся к замкам 369-Ш. При этом ПТБ решили сохранить. Обозначенный как СМ-2/В он также принял участие в испытаниях нового оружия. Позже (в 1957 г.) подвесные баки демонтировали, а на их место поставили еще пару 212-мм ракет, одновременно, в очередной раз, сменив обозначение самолета на СМ-21. В том же году был доработан СМ-2/А, получивший четыре блока, в каждом из которых размещалось по девять 85-мм снарядов ТРС-85 и новое обозначение СМ-2/Д. Блоки размещались в тех же точках крепления под крылом. В процессе испытаний на обеих машинах сохранялось пушечное вооружение, поскольку помимо испытаний самих НУРСов, отрабатывалась и методика нанесения штурмовых ударов по различным наземным целям.

Еще одним довольно интересным вариантом МиГ-19 стал не реализованный проект оснащения истребителя спецвооружением (ядерной бомбой малого калибра), получивший обозначение СМ-9/9. Однако габариты боеприпасов с такой начинкой в то время были еще довольно значительны и если поднять ее на «девятнадцатом» проблемы не составляло, то из-за повышенного лобового сопротивления нагрузки, скоростные характеристики машины падали настолько, что терялись все преимущества перед фронтовым бомбардировщиком.

Послужил МиГ-19 и для отработки авиационного ракетного оружия для дальней авиации. В частности, эта машина использовалась для отработки системы управления и наведения ракеты Х-20, которая создавалась отделом «К» ОКБ-155 для ракетоносца Ту-95К. Еще одним образцом работы над которым велись с использованием «девятнадцатых» стал комплекс К-10С.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-19 (СМ-2)
Размах крыла, м: 9,04
Длина, м: 13,90
Высота, м: 3,88
Площадь крыла, м2: 25,00
Масса, кг
-пустого самолета: 4718
-максимальная взлетная: 6820
-топлива: 1825
Тип двигателя: 2 х ТРД АМ-5
Тяга, кгс: 2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч: 1153
Практическая дальность, км
-нормальная: 1620
-с ПТБ: 2700
Скороподъемность, м/мин: 3846
Практический потолок, м: 15200
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 3 х 23-мм пушки НР-30, установки НУРС.

 

1.МиГ-19 (СМ-2А)

Ударный истребитель МиГ-19 (СМ-2/А).

2.МиГ-19 (СМ-2А)

Ударный истребитель МиГ-19 (СМ-2/А).

3.МиГ-19 (СМ-2Б)

Вариант МиГ-19 (СМ-2/Б).

4.МиГ-19 (СМ-2В)

Вариант МиГ-19 (СМ-2/В).

5.МиГ-19 (СМ-2В). Вид спереди.

МиГ-19 (СМ-2/В). Вид спереди.

6.МиГ-19 (СМ-2В)

Вариант МиГ-19 (СМ-2/В).

7.МиГ-19 (СМ-2Д)

Вариант МиГ-19 (СМ-2/Д).

8.МиГ-19 (СМ-2Д)

Вариант МиГ-19 (СМ-2/Д).

9.МиГ-19 (СМ-2И)

Вариант МиГ-19 (СМ-2/И).

.

.

Список источников:
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-19 (СМ-2)».