Неуправляемый турбореактивный снаряд ТРС-85.
Разработчик: НИИ-1 МОП
Страна: СССР
Испытания: 1957 г.
Постановлением СМ СССР № 2543-1224 от 30 декабря 1954 года была задана разработка турбореактивного снаряда ТРС-85 в филиале НИИ-1 МОП в качестве альтернативы ТРС-82. Год спустя Постановлением СМ СССР № 483-294 от 12 марта и приказом МАП № 189 от 19 марта 1955 года ОКБ-155 было задано разработать документацию для доработки носителя — самолета-истребителя МиГ-19 в вариант ракетоносца с реактивной системой ТРС-85.
В 1956 году ОКБ-155 выпустило рабочие чертежи и доработало МиГ-19 № 59210420 (индекс разработчика — СМ-2Д, затем — СМ-9 № 420), согласовав с заводом № 81 МАП конструкцию блоков для стрельбы ТРС. Последние были изготовлены только к 30 декабря 1956 года, хотя приказ МАП требовал их к сентябрю. Монтажные работы завершились в июне 1957 года. Помимо четырех трехствольных девятизарядных орудийных блоков модели 408/3, на самолете установили авиационный стрелковый прицел АСП-5Н, радиодальномер, а также прибор управления стрельбой. В июле-августе завершилась программа заводских летных испытаний (выполнено 10 полетов). С 23 сентября начались заводские летные огневые испытания машины на полигоне ГК НИИ ВВС, закончившиеся в октябре с переходом на совместные с НИИ-1 огневые испытания.
Между тем, в некоторых документах упоминается, что история со снарядами этого калибра началась по инициативе руководства морской авиации и несколько раньше — на основании ТТЗ, утвержденного главнокомандующим ВМФ 3 марта 1954 года, дополнительного соглашения от 26 мая 1955 года и договора между НИИ-61 МОП и ООСАТ ВМФ от 18 мая 1954 года. Тогда моряки выдали заказ на модернизацию серийного истребителя МиГ-17 в ракетоносный вариант самолета-штурмовика береговой обороны.
Заводские летные испытания реактивного вооружения провели в мае-июне 1955 г. (государственные наземные испытания ТРС-85 проходили в НИИ-61 МОП в сентябре 1955 года и на Софринском научно-исследовательском полигоне в феврале 1956 года). После устранения замечаний, в сентябре МиГ-17 № 1615328 с реактивной системой, боеприпасы и взрыватели поступили в распоряжение НИИ-15 ВМФ на госиспытания, проходившие с 29 сентября 1955 года по 12 марта 1957-го на морском полигоне НИИ ВВС в Феодосии. Столь продолжительный срок испытаний объяснялся неоднократными перерывами для доработок снаряда с целью повышения его устойчивости на траектории.
Ведущим инженером по испытаниям был назначен инженер-подполковник Ф.С.Макаренко, ведущим летчиком-испытателем — майор Ю.А.Цырулев. Разрушающее действие БЧ ТРС-85 исследовалось при стрельбе по реальным воздушным и морским целям. Огонь вели на дальностях 800-1000 м с пикирования под углом 30° при скорости носителя 650-670 км/ч залпами по два снаряда и серией залпов из 10 снарядов с интервалами 0,1 с. В качестве кораблей-мишеней использовали большой охотник БО-55, водолазный бот ВРД-77 и разъездной катер РК-1610.
Стрельба по малым кораблям показала, что основной сектор разлета осколков был направлен вперед по полету снаряда и энергии осколков хватало для пробивания 5-мм стальных листов на расстоянии 1-2 м от точки подрыва. Все части снаряда дробились на продуктивные осколки. При стрельбе по большому охотнику взрыватели всех снарядов срабатывали в его деревянной обшивке.
Для стрельбы этими снарядами моряки использовали два пятиствольных пятнадцатизарядных орудийных блока Б-374 конструкции Шебанова, в каждом стволе которого размещались тандемом по три боеприпаса. Таким образом, боезапас самолета составлял 30 снарядов ТРС-85. Испытания продемонстрировали, что стрелять при подобном расположении снарядов, оснащенных головными механическими взрывателями В-430, безопасно.
Между тем, авиационным снарядам калибра 85 мм хронически не везло. Альтернативный вариант ТРС-85, разработанный в филиале НИИ-1 МОП для ВВС, а также ТРС-85 для авиации ВМФ разработки НИИ-61 МОП, на совместных госиспытаниях получили отрицательные отзывы заказчиков. В отличие от РС-82 периода Великой Отечественной войны, турбореактивные снаряды на внешних подвесках не столь существенно снижали скорость носителей. Однако для стрельбы ими летчику необходимо было самому «прибирать газ». При атаке наземных целей это было весьма неприятно, поскольку пилот штурмовика намеренно увеличивал продолжительность своего пребывания в зоне действия ПВО противника. И вовсе недопустимым это было при перехвате воздушных целей: догнать противника и притормозить для выстрела — чересчур «не по-истребительному». Поэтому дальнейшая доработка снаряда ТРС-85 без коренных изменений его конструкции была признана нецелесообразной.
МиГ-17 с блоками Б-374 с ТРС-85.
ТРС-85 на МиГ-19.
.
.
Список источников:
Авиация и Время. Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное вооружение МиГов.
Журнал «Авиация» №3 за 1999 г.