Самолет-снаряд 14Х.

Разработчик: КБ завода № 51 НКАП
Страна: СССР
Начало разработки: 1944 г.
Начало испытаний: 1948 г.

Развивая конструкцию пульсирующих двигателей КБ В.Н.Челомея разработало три типа ПуВРД, более мощных, чем Д-3. Ими стали Д-5 с тягой 420 — 440 кгс, Д-6 с тягой 600 кгс и Д-7 с тягой 900 кгс, предназначенные для установки на самолеты-снаряды, а также менее мощные двигатели Д-10 и Д-13 — для установки на поршневые самолеты в качестве ускорителей. В ноябре 1945 года на официальных заводских испытаниях двигателя Д-5 была получена тяга 425 кгс.

Еще в 1944 году В.Н.Челомей начал проектировать под этот ПуВРД самолет-снаряд 14Х. Благодаря Д-5 и более совершенной, чем у 10Х, форме фюзеляжа он должен был иметь на 130-150 км/ч большую скорость полета (правда, в начале рассчитывали на разницу всего в 90 км/ч). Благодаря снижению веса конструкции крыла самолета-снаряда удалось компенсировать большой вес ПуВРД. В 1946 году в кооперации с заводом № 456 было построено 20 аппаратов 14Х. С 1 по 29 июля 1948 года десять машин прошли летно-полигонные испытания. Шесть из них имели прямоугольные деревянные крылья (нормальный вариант) и четыре — трапециевидные деревянные крылья (форсированный вариант). В качестве самолета-носителя использовался Пе-8. По основным летным характеристикам, полученным в ходе испытаний, 14Х соответствовал предъявленным к нему требованиям. В форсированном варианте на стокилометровой базе его скорость достигала 825 км/ч и даже больше, на 10% превосходя заданную. Однако не обладавшие достаточной прочностью деревянные крылья ломались и только после упрочения их конструкции самолет-снаряд мог быть принят на вооружение.

Одновременно с вариантом 10Х  — «30», с той же целью, но для полета на больших скоростях, появилась модификация 14Х («14» — с 1948 г.) с индексом «34». Подобно машине «30», она оборудовалась прямоугольным в плане деревянным крылом с элеронами. В производстве была заложена серия из десяти аппаратов «34».

В октябре 1946 года официальные заводские испытания прошел с положительными результатами двигатель Д-6. В декабре того же года на государственных стендовых испытаниях он развил тягу на 110 кгс больше заявленной. Под установку двух таких двигателей в 1946 году на заводе № 51 разработали проект самолета-снаряда калибром 7000 кг. В 1947 году был спроектирован самолет-снаряд 14ХК1 с Д-6 и большей, чем у 14Х, площадью крыла. Предполагалось, что эта машина станет первым этапом исследовательских работ к эскизному проекту самолета-снаряда в рамках темы «Комета-3».

Однако в первом полугодии 1948 года Специальное Бюро № 1 Министерства Вооружения (СБ-1 MB) — головная организация по «Комете-3» — изменило задание. Прототипом самолета-снаряда стал истребитель МиГ-9. Эскизный проект самолета-снаряда 16Х с двигателем Д-6 и планером 10Х был выпущен заводом № 51 в 1945 году. И этот проект в дальнейшем подвергся значительной переработке. На этот раз выбор пал на вариант с двумя ПуВРД Д-3 и запуском самолета-снаряда с бомбардировщика Ту-2.

ТТХ:

Длина, м: 8,312
Диаметр фюзеляжа, м: 0,84
Размах крыла, м: 5,60
Площадь крыла, м2: 4,50
Вес, кг: 2150
Вес боевого заряда, кг: 840
Двигатель: 1 х ПуВРД Д-5
Тяга, кгс: 1 х 425
Макс. скорость, км/ч: 872
Дальность, км: 240

Самолет-снаряд 14Х.

Самолет-снаряд 14Х. Схема.

.

.
Список источников:
Авиасалоны Мира. Алексей Фомичев. «Оружие возмездия» для Красной Армии.