Тактическая авиационная ракета Х-59М «Овод-М» (изделие Д-9М).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало производства: 1990 г.

С появлением малогабаритного отечественного ТРД РДК-300 (создавался для крылатых ракет большой дальности), обладающего небольшим удельным расходом топлива и значительным временем работы. МКБ «Радуга» предложило модернизированный вариант ракеты Х-59М (комплекс ракетного оружия «Овод-М») с заменой новым двигателем прежнего РДТТ, тем более, что система наведения располагала изрядным запасом по дальности сопровождения ракеты. Модернизация, как это часто бывает, привела к созданию практически нового ракетного комплекса, радикально отличающегося и конструкцией, и характеристиками. При сохранении удачной системы наведения, наибольшие изменения претерпел фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился объемистый топливный бак — отсек с системой дренажа и заправочной горловиной для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и дальнейший полет осуществляется с помощью ТРД.

Ракета Х-59М выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и дестабилизатором изменяемой геометрии. В целях повышения живучести ракета скомпонована по отсекам. Органы управления — аэродинамические рули.

Ракета Х-59М.

Ракета Х-59М.

По сравнению с Х-59 наибольшие изменения претерпел фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД РДК-300 в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился объемистый топливный бак — отсек с системой дренажа и заправочной горловиной для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и дальнейший полет осуществляется с помощью ТРД.

2.Проекции ракеты Х-59М. Схема.

Проекции ракеты Х-59М. Схема.

Особенностью аэродинамической схемы Х-59М стало увеличение размаха дестабилизаторов связи с большой массой и габаритами изделия. Их «усы», при пуске разворачиваются пружинами и становятся на фиксаторы. Обеспечивая смещение вперед аэродинамического фокуса и приемлемые характеристики управляемости при сохранении потребной мощности рулевых приводов. Использование ТРД потребовало изменений в составе САУ, получившей блок регулятора двигателя, осуществляющий его запуск и контролирующий поддержание режима работы с подачей топлива и высотно-скоростной коррекцией.

Х-59М. Рисунок 1.

Х-59М. Рисунок 1.

Х-59М. Рисунок 2.

Х-59М. Рисунок 2.

Дальность действия линии связи составила 140 км, что обеспечило дальность стрельбы до 120 км. Х-59М может запускаться с малых высот (до 100 м) и выполнять низковысотный полет к цели на заданной высоте (от 50 до 1000 м), обеспечиваемый СНАУ и радиовысотомером. Высвободившиеся компоновочные объемы прежнего отсека РДТТ были использованы для размещения вдвое более мощной БЧ.

Помимо проникающей БЧ массой 320 кг, предусмотрена кассетная БЧ массой 280 кг с отдельными поражающими элементами осколочного и кумулятивного действия. Точность стрельбы на предельной дальности сопоставима с Х-59 и равняется 2 — 3 м.

Для размещения Х-59М на носителе служило то же устройство АКУ-58-1. А в комплексе вооружения Су-24М, оснащенного бортовой системой управления оружием СУО-1-6М и подвесным аппаратным контейнером АПК-9, ракета могла применяться без каких-либо доработок самолета. Испытания Х-59М были также начаты и на ударных модификациях Су-27. Все агрегаты фюзеляжа ракеты стыкуются на быстроразъемных соединениях. Носовой кок сбрасываемый, выполнен из материала АМГ-6. Грузовой отсек — из материала ВНС-2, обшивка крыла из АМГ-6, лонжероны из ВКЛ-3. Отсеки фюзеляжа имеют внутреннюю теплоизоляцию из материала АТМ9-200, приклеенную к обшивке клеем ВК-9.

Ракета Х-59М под крылом Су-24М.

Ракета Х-59М под крылом Су-24М.

Ракета Х-59М под крылом Су-24М.

 Ракета Х-59М под крылом Су-24М.

Система управления Х-59М — комбинированная, высокоточная телевизионно-командная с радиовысотомером и передачей команд по радиолинии, аналогичная ракете Х-59. На начальном этапе по телевизионному изображению, передаваемому с борта ракеты, оператор радиокомандами наводит ее на цель, при подлете к цели включается телевизионная головка самонаведения.

Для применения ракеты Х-59М на самолете-носителе необходимо иметь специальный подвесной контейнер типа АПК-8 или АПК-9. Использование контейнера в комплексе ракетного оружия дает возможность применения ракеты Х-59М с различных носителей, в том числе и зарубежных, включая основные тактические истребители типа «Мираж-3», F-15, F-16.

Производство ракет Х-59 и Х-59М было освоено Смоленским авиационным заводом, однако его развертыванию помешали известные проблемы начала 90-х годов — отсутствие госзаказа, почти полное прекращение финансирования и разрыв хозяйственных связей (изготовитель ГСН и системы наведения «Текон-1» остался во Львове).

Х-59 использовалась в ходе боевых действий в Чечне, где их целями являлись укрытия и склады боевиков в горах. Однако плохие метеоусловия, туман и слабая видимость не способствовали успеху. Наведение в заснеженных ущельях и лесистых горах быстро срывалось, и по выполнении четырех пусков от их применения отказались.

Комплекс впервые демонстрировался на московском аэрокосмическом салоне МАКС-93. На западе ракета Х-59М получила обозначение AS-18 «Kazoo».

ТТХ:

Длина ракеты, мм: 5690
Макс. диаметр корпуса ракеты, мм: 380
Размах крыльев, мм: 1260-1300
Стартовый вес, кг: 920
Вес боевой части (проникающая/кассетная), кг: 320 / 280
Двигатели:
— стартовый: сбрасываемый РДТТ-ускоритель
— маршевый: ТРДД РДК-300 / ТРДД-50АТ
Дальность стрельбы, км:
— минимальная: 10-15
— максимальная: 120
— автоматического наведения : 40
Дальность управления, км: 140
Точность стрельбы (КВО), м: 2-3
Скорость полета, км/ч: 860-1000
Высота полета над морем, м: 7
Высота полета над сушей, м: 50,100,200,600,1000
Самолет-носитель: МиГ-29К, Су-30М, Су-24М.
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1100
Высота пуска, м: 200-5000
Число ракет на носителе: 2

.

.

Список источников:
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-земля».