Управляемая ракета малой дальности К-7.

Разработчик: ОКБ-134 (ныне — МКБ «Вымпел»)
Страна: СССР
Испытания: 1956-1958 гг.

Постановлением от 30 декабря 1954 года создание ракет «воздух-воздух» было поручено ряду организаций, в том числе заводу № 134, работы в котором велись под руководством главного конструктора И.И.Торопова. Ранее эта организация занималась разработкой только классического авиационного вооружения, так что опыт проектирования не то что ракет, а вообще каких-либо летательных аппаратов практически отсутствовал. Тем не менее за новую тему — разработку ракеты К-7 для перспективного скоростного суховского перехватчика Т-3 — в ОКБ взялись с энтузиазмом и с размахом, как оказалось впоследствии, не вполне оправданным. Фактически в ОКБ завода № 134 под наименованием К-7 разрабатывалась не одна ракета, а несколько изделий, объединенных общим индексом и унифицированным твердотопливным двигателем ПРД-21. Да и он, впрочем, в одной из проработок не предусматривался.

Изначально ракета проектировалась для вооружения перехватчика Т-3 ОКБ П.О.Сухого. Первой ракетой, разработанной по проекту была К-7Л с наведением по лучу РЛС и более мощной, чем у К-5 боевой частью, для минимизации недостатков точности наведения. В связи с выбором уже распространенной системы наведения по лучу РЛС разработка К-7Л продвигалась существенно быстрее других вариантов ракеты. В 1956 году переоборудован и прошел заводские испытания самолет-носитель Як-25 (серийный № 01-09). Самолет был оснащен макетом РЛС «Алмаз». В 1956 году с самолета проведены пуски управляемых по лучу ракет К-7Л, а в 1957 году испытания были продолжены. Всего за два года выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет К-7Л.

Уменьшенный вариант ракеты К-7Л для отработки системы наведения и оборудования — К-75 — на испытания вышел раньше полноразмерного аналога. Ракета наводилась на цель РЛС «Изумруд-2» — аналогично ракете К-5. Пуски ракет К-75 начаты в 1956 году с переоборудованных самолетов-носителей Як-25К (серийные №№ 16-08 и 18-08). С 5 марта по 10 июня на Як-25К (сер.№ 16-08) с модернизированной РЛС «Изумруд» выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Ракета К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М — модернизированной К-5. В ноябре 1957 года Як-25К (серийный № 16-08) возвратили в ЛИИ ВВС и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85.

Кроме ракет с наведением по лучу РЛС велись работы и над вариантами К-7 с полуактивным радиолокационным наведением К-7С-3 и с ИК ГСН К-7СТ. Эскизный проект и рабочая конструкторская докуентация на ракету К-7С-3 выпущены в 1957 году, а в 1958 году начаты её испытания. Кроме прототипа Т-3 в испытаниях был задействован носитель Як-25 (серийный № 02-21). В итоге из 38 намеченных пусков с Т-3 и Як-25 был произведен только 1 пуск с Як-25. Так же в 1958 году произведено 3 испытательных пуска ракет К-7СТ с тепловыми ГСН разработки ОКБ-393 и НИИ-10. Так же по Постановлению Совмина СССР от 7 марта 1957 года для вооружения перехватчика Е-150 (по 2 ракеты) с РЛС «Ураган-56» начата разработка еще одного варианта ракеты К-7 — ракеты К-70 с ГСН разработки ОКБ-287.

В 1958 году в связи с успешными испытаниями более универсальной самонаводящейся ракеты К-8, а так же в связи с заданием ОКБ-134 на копирование американской ракеты «Сайдвиндер» (К-13), разработка ракет семейства К-7 была прекращена.

Система управления и наведение:
— К-7Л — наведение по лучу РЛС «Алмаз-3»;
— К-75 — наведение по лучу РЛС «Изумруд-2»;
— К-7СТ — ИК ГСН ТГС-56С разработки или ЦКБ-392 (главный конструктор — С.М.Николаев) или НИИ-10 (главный конструктор — Н.В.Смирнов).
— К-7С-3 / К-70 — полуактивная радиолокационная ГСН РГС-56С разработки ОКБ-287, главный конструктор вероятно В.С.Дегтярев. Облучение цели обеспечивалось РЛС носителя «Алмаз-3».

Модификации:
— К-7 — общее название проекта работы по которому велись на основании Постановления Совмина СССР от декабря 1954 года.
— К-7Л — базовая модель ракеты с наведением по лучу РЛС, наибольшая преемственность от ракеты К-5.
— К-7ЛВ — высотная модель К-7Л с высотой полета цели до 22000 м, к 1958 году в разработке сменила ракету К-7Л.
— К-7М — модель ракеты с широким применением в конструкции неметаллических материалов. Находится в разработке как минимум с 1958 года.
— К-75 — вариант ракеты К-7 в габаритах и с двигателем ракеты К-5. модель создана для отработки системы наведения и оборудования ракеты К-7 в реальных условиях.
— К-7СТ — вариант ракеты К-7 с ИК ГСН ТГС-56С. Аэродинамическая схема «бесхвостка».
— К-7С-3 — вариант ракеты К-7 с полуактивной радиолокационнрй ГСН РГС-56С. Нормальная аэродинамическая схема.
— К-70 — вариант ракеты для перехватчика Е-150 с ГСН разработки ОКБ-287.

ТТХ ракет К-7:

ТТХ

1.Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л

Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л.

2.Опытный перехватчик Як-25К с ракетами К-7Л

Опытный перехватчик Як-25К с ракетами К-7Л.

3.К-7 (К-75). Схема.

К-7 (К-75). Схема.

4.Ракета К-7Л. Схема.

Ракета К-7Л. Схема.

.

.

Список источников:
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».