Истребитель-перехватчик Як-25К.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1955 г.yak-25k

В начале 50-х годов вышло несколько правительственных постановлений о создании управляемого ракетного авиационного вооружения и на его основе — авиационных комплексов перехвата воздушных целей. Проектирование ракет было поручено одновременно нескольким конструкторским бюро. Так, в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина создавались системы К-5, К-6 и К-51, в ОКБ-134 И.И.Торопова — К-7 (К-75) (в варианте К-7Л с полуактивным радиолокационным наведением и К-7С с ТГС), в ОКБ-4 М.Р.Бисновата — система К-8 (также в двух вариантах). Разработчикам вооружения, самолетов и бортового радиолокационного оборудования предписывалось работать совместно. Все истребительные КБ получили задание оборудовать образцы своих изделий для оценки их в качестве носителей управляемого реактивного оружия. ОКБ-115 предстояло переоборудовать и испытать серийный Як-25М.

В 1955 году на доработанном Як-25М прошла испытания система вооружения К-5, включавшая ракеты РС-1У и пусковые устройства. На перехватчике при этом произвели следующие изменения: — РЛС «Сокол» заменили на специально модернизированную станцию «Изумруд»;
— между гондолами двигателей и фюзеляжем установили пилоны подвески ракет по два с каждого борта;
— сняли пушечное вооружение и разместили необходимое дополнительное оборудование.

Самолет получил обозначение Як-25К, а авиационный комплекс в целом — Як-25К-5. Испытания проводились как с боевыми ракетами, так и с макетами. В этот же период испытания К-5 проводились на МиГ-17П (СП-6). После их завершения на обоих самолетах-носителях систему К-5 приняли на вооружение (ракеты выпускались под шифром «изделие М», позднее — «изделие И»), а перехватчики запустили в серию под обозначениями Як-25К и МиГ-17ПФУ. Оба самолета выпускались в очень ограниченном количестве. Более широкое применение нашли МиГи, которые состояли на вооружении авиации ПВО вплоть до начала 70-х годов.

В начале 1956 года серийный экземпляр Як-25К № 1608, согласно приказу МАП от 5 ноября 1955 года, переоборудовали под опытные ракеты «тип 129» системы К-75. При этом на самолете установили доработанную под новую систему РЛС «Изумруд» и оптический прицел АСП-3НМ, а также автоматы подачи топлива АУПТ. Испытания комплекса Як-25К-75 проходили с 5 марта по 10 июля 1956 года. Их проводили ведущий летчик-испытатель Ф.Л.Абрамов, летчик-испытатель Е.Н.Пряничников, штурманы Г.Н.Улехин и В.Н.Макаров. Всего выполнили 23 полета общей продолжительностью 16 ч. 34 мин. При взлетной массе 8830 кг (четыре ракеты — 324 кг, топливо — 2650 кг) скорость на высоте 5000 м составляла 1000 км/ч, на 10000 м — 950 км/ч, а при пологом снижении с 11000 м самолет разогнали до скорости М=1,07. Практический потолок снизился до 13600 м, время набора высоты 5000 м увеличилось до 2,5 мин, а 10000 м — до 6,0 мин. Устойчивость и управляемость самолета практически не отличались от серийного Як-25М. Программа выполнялась в основном с макетами ракет, но в трех случаях выполнили одиночные реальные пуски в горизонтальном полете на высотах 5000 и 12000 м. Дальность обнаружения цели типа Ил-28 на высотах от 5000 до 8000 м составляла 7-7,5 км, а уверенный захват происходил на расстоянии 4-4,5 км. В целом самолет получил хорошую оценку, но после проведения полного цикла испытаний комплекса К-75 его на вооружение принимать не стали.

Испытывался и комплекс перехвата Як-25К-7Л, ракеты которого имели большие габариты и массу по сравнению с РС-1У и «129», поэтому число подвесок пришлось уменьшить вдвое. Комплекс постигла та же участь, что и Як-25К-75.

К концу 1956 года ОКБ-4 подготовило к испытаниям систему К-8. Входившая в нее ракета имела ТГС типа С1-У. Отработка комплекса и его заводские испытания проводились на четырех перехватчиках, в том числе двух переоборудованных Як-25К (№ 0119 и № 1110). На самолеты установили доработанную под систему К-8 РЛС «Сокол-2К», два пилона, другое оборудование. Для определения оптимальной конфигурации пусковых устройств исследовались их различные варианты: самолет № 1110 оснастили пилонами с передним выносом, а № 0119 — с задним. В некоторых документах машина № 1110 обозначалась Як-25С К-8, т.е. как серийный перехватчик Як-25К с системой вооружения К-8. За период испытаний на Як-25К-8 выполнили 111 полетов, в том числе 72 — с ракетами, и произвели 42 пуска (из них 2 — по мишеням). Система К-8 по сравнению со всеми предыдущими оказалась наиболее удачной, но принимать на вооружение комплекс Як-25К-8 при уже проходивших испытания прототипах более совершенного перехватчика Як-27 не имело смысла.

ЛТХ:

Модификация: Як-25К
Размах крыльев, м: 10,96
Длина, м: 15,67
Площадь крыла, м2: 28,95
Масса, кг
-пустого самолета: 5720
-нормальная взлетная: 8830
-максимальная взлетная: 10045
Двигатели: 2 х ТРД РД-5А
Тяга, кгс: 2 х 2000
Максимальная скорость, км/ч: 1090
Практическая дальность полета, км: 2700
Максимальная скороподъемность, м/мин: 2000
Практический потолок, м: 13600
Экипаж, чел: 2
Вооружение: две 37-мм пушки Н-37Л с 50(100) патронами на ствол, 2-4 УР «воздух-воздух» РС-1У, РС-2У.

yak-25k-s-ur-k-7l

Як-25К с ракетами К-7Л.

yak-25k-s-ur-k-75

Як-25К с ракетами К-75.

yak-25k-s-ur-k-8

Як-25К с ракетами К-8.

yak-25k-na-stoyanke-aviamuzeya

Як-25К на стоянке авиамузея.

.

.

Список источников:
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.
Роман Астахов. Русская Сила. Барражирующий истребитель-перехватчик Як-25.
Крылья Родины. Николай Якубович. Барражирующий перехватчик.
Авиация и Время. Ростислав Мараев, Альфред Матусевич. Служили два товарища.
Авиация и Время. Ефим Гордон. Большое семейство.