Управляемая ракета средней дальности Р-27 (К-27, «изделие 470»).

Разработчик: ГосМКБ «Вымпел»
Страна: СССР
Начало разработки: 1972 г.
Начало испытаний: 1979 г.
Принятие на вооружение: 1987 г.

В 1972 году в ГосМКБ «Вымпел» началось проектирование ракеты К-27. Ракета разрабатывалась в качестве единой ракеты средней дальности для вооружения перспективных истребителей МиГ-29 и Су-27. В конце 1973 года концепция ракеты средней дальности была рассмотрена на совещении в МАП с участием ГосНИИАС, ОКБ П.О.Сухого, ОКБ А.И.Микояна, МКБ «Вымпел» и ПКПК «Молния». Предложения по концепции создании модульной ракеты средней дальности были официально оформлены в Решении МАП, МОП, МРП, ММ и ВВС утвержденном в феврале 1974 года. Эскизное проектирование ракеты велось на конкурсной основе МКБ «Вымпел» и ПКПК «Молния». Предварительные итоги были подведены в конце мая 1975 года — конкурс выиграл проект МКБ «Вымпел».

Разработкой ракеты К-27 руководил заместитель главного конструктора МКБ «Вымпел» П.П.Дементьев, ведущими консрукторами в разное врем были В.Т.Корсаков, A.B.Харламов и И.В.Баловнев.

Первые пуски К-27 были выполнены в 1979 году с доработанного МиГ-23МЛ. Серийное производство Р-27 («изделие 470») организовано в 1984 году. В 1987 году ракета принята на вооружение.

Первоначально ракету разрабатывали по нормальной самолетной аэродинамической схеме. Но позже было решено делать ее по схеме «утка» с асимметричным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей. Были применены аэродинамические рули сложной конфигурации. Они имеют большое удлинение, переменную по знаку стреловидность по передней кромке и суженную корневую часть (так называемая схема «бабочка»), что позволило использовать их в дифференциальном режиме как для управления и стабилизации ракеты по основным каналам, там и для стабилизации ее по каналу крена. Конфигурация рулей обеспечивает постоянство знака момента крена во всем используемом диапазоне чисел М, т.е. исключает так называемое «явление реверса», присущее ракетам схемы «утка».

Перед рулями на корпусе головок самонаведения установлены дестабилизаторы. За счет изменения их площади при смене типа головок самонаведения обеспечивается постоянство запаса статической устойчивости. В варианте ракеты с радиолокационной головкой самонаведения реализован комбинированный способ наведения на цель, позволяющий максимально использовать баллистические возможности ракеты, превышающие в 2-2,5 раза дальность захвата цели головкой. На начальном участке траектории применяется инерциаль-ное наведение на «математическую» цель с радиокоррекцией ее положения и скорости при маневре цели (по информации с носителя, передаваемой по радиолинии). На конечном участке после захвата цели используется самонаведение.

Ракеты средней дальности Р-27 предназначены для перехвата и уничтожения самолетов и вертолетов всех типов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет в воздушном бою на средних и больших дистанциях, при автономных и групповых действиях самолетов-носителей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном, огневом и маневренном противодействии противника.

Основной материал конструкции ракеты — титановый сплав, корпус двигателя — стальной.

Для подвески на самолетах-носителях и пуска обеих весовых модификаций ракеты используются одни и те же пусковые устройства рельсового и катапультного типа. Рельсовое пусковое устройство АПУ-470 служит для размещения ракет под крыльями самолета, а катапультное устройство АКУ-470 — для размещения ракет под фюзеляжем или под крыльями.

Ракеты Р-27 выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся применением двух типов головок самонаведения — полуактивной радиолокационной (ПАРГС) и тепловой — и двух типов двигательных установок — со стандартной и увеличенной энерговооруженностью. Модификации с ПАРГС имеют обозначения Р-27Р и Р-27ЭР, с ТГС — Р-27Т, Р-27ЭТ, с двигательной установкой повышенной энерговооруженности — Р-27ЭР и Р-27ЭТ. Буква «Э» — «энерговооруженная», а не «экспортная», как полагают некоторые авторы. Ракеты, имеющие в индексах букву «Э», оснащены более мощным твердотопливным двигателем большего диаметра, чем основная часть фюзеляжа.

Проекции ракет типа Р-27.

Боевая часть — стержневая, взрыватель неконтактный радиолокационный и контактный. Масса БЧ — 39 кг на всех модификациях ракеты. Радиус срабатывания взрывателя — 5-6 м.

Двигатель — РДТТ однорежимный Р-300, на энергетических модификациях — двухрежимный РДТТ Р-300Э с повышенной стартовой тягой с последующим постепенным её снижением. Масса двигателя — 95 кг (Р-300) и 192,5 кг (Р-300Э).

Ракета Р-27Р представляет собой вариант ракеты Р-27, имеющий инерциальное управление с радиокоррекцией и полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. Дальность пуска 80 км. Инерциально-полуактивная радиолокационная ГСН 9Б-1101К разработана также в МНИИ «Агат». ГСН предназначена для захвата целей в диапазоне высот от 20 м до 25 км с максимальным превышением (принижением) 10 км при скорости целей до 3500 км/ч и перегрузке 8. Возможен пуск двух ракет по двум целям. Обеспечена готовность ГСН к применению через 1 сек. после получения целеуказания от системы управления вооружением носителя типа МиГ-29.

ТТХ ракеты Р-27Р:
Длина ракеты, мм: 4080
Размах крыла, мм: 770
Масса ракеты, кг: 253
Масса боевой части, кг: 39
Тип боевой части: стержневая
Дальность пуска, км: 80
Скорость, М: 4,5
Система наведения: инерциальная с радиокоррекцией + полуактивная радиолокационная
Носители: Су-27, Су-33, Су-35, МиГ-29, Як-141.

Ракета Р-27Т в отличие от других вариантов ракеты снабжается инфракрасной головкой самонаведения. Ракета имеет следующую конструкцию: в носовой части под прозрачным обтекателем находится детектор инфракрасной головки самонаведения, аппаратура которой размещена в следующем отсеке ракеты. В головной части расположены четыре руля (конструктивная схема «утка»). За отсеком с силовыми приводами рулей находятся боевая часть с 39 кг сильного взрывчатого вещества, а также взрыватель. Большая часть корпуса занята ракетным двигателем. Хотя ракета имеет меньшие размеры, массу и дальность пуска, чем другие ракеты семейства Р-27, она отличается большей надежностью поражения целей на всех ракурсах, днем и ночью, на фоне земной и водяной поверхности и при активном противодействии.

Время непрерывной работы с включенной системой охлаждения фотоприемного устройства — 3 ч. В инфракрасной головке самонаведения предусмотрена работа системы (при снижении параметра по дальности захвата) при отсутствии на борту носителя хладагента перед взлетом.

ТТХ ракеты Р-27Т:
Длина ракеты, мм: 3795
Размах крыла, мм: 770
Масса ракеты, кг: 254
Масса боевой части, кг: 39
Тип боевой части: стержневая
Дальность пуска, км: 70
Скорость, М: 4,5
Система наведения: всеракурсная тепловая
Носители: Су-27, Су-33, Су-35, МиГ-29, Як-141.

Ракета Р-27РЭ, представляет собой модификацию ракеты Р-27Р с резко увеличенной дальностью пуска (130 км вместо 80 км). От базового варианта отличается большими размерами и большей массой. Установленная на ней полуактивная радиолокационная головка самонаведения обеспечивает поражение целей в простых и сложных метеорологических условиях при наличии естественных и организованных помех.

ТТХ ракеты Р-27РЭ:
Длина ракеты, мм: 4780
Размах крыла, мм: 800
Масса ракеты, кг: 350
Масса боевой части, кг: 39
Тип боевой части: стержневая
Дальность пуска, км: 130
Скорость, М: 4,5
Система наведения: инерциальная с радиокоррекцией + полуактивная радиолокационная
Носители: Су-27, Су-33, Су-35, МиГ-29, Як-141.

Ракета Р-27ТЭ, конструктивно представляет собой модификацию ракеты Р-27Т с большей дальностью действия (и с соответственно большим размерами и массой). Ракета применяется с самолетных пусковых установок по следующим целям: высокоманевренные самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и т.д. Обеспечивает поражение целей на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, при наличии естественных помех и помех от средств РЭБ противника, на фоне как земной, так и водной поверхности.

ТТХ ракеты Р-27ТЭ:
Длина ракеты, мм: 4500
Размах крыла, мм: 800
Масса ракеты, кг: 343
Масса боевой части, кг: 39
Тип боевой части: стержневая
Дальность пуска, км: 120
Скорость, М: 4,5
Система наведения: всеракурсная тепловая
Носители: Су-27, Су-33, Су-35, МиГ-29, Як-141.

Ракета Р-27П / Р-27ЭП — пассивная РЛ ГСН 9-Б-1032 — наведение осуществляется на работающие РЛС, в т.ч. РЛС самолетов AWACS. Разработка пассивной РЛ ГСН первоначально была задана МКБ «Кулон» Минрадиопрома СССР, но впоследствии разработка ГСН была передана ПО «Автоматика» Минрадиопрома СССР (г. Омск), которое являлось головным в области пассивных радиолокационных систем наведения — тут были созданы все отечественные пассивные ГСН для ракет класса «воздух-земля» типа КСР-5П, Х-22, Х-28 и т.п. Разработку ПРГС для К-27(Э), получившей обозначение 9-Б-1032, возглавил Г.М.Бронштейн. Т.к. ранее разработок такого рода не велось, то создание ГСН сильно затянулось. Эскизный проект ПРГС был защищен в 1981 году, а заводские испытания ПРГС и летно-конструкторские испытания ракеты К-27П на МиГ-29 начались только с 1984 года.

Ракета Р-27АЭ относится к управляемым ракетам средней дальности и предназначена для борьбы с воздушными целями. Ракета имеет инерциальное управление с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. В пределах дальности захвата головки самонаведения (ГСН) обеспечена автономность действия. Многофункциональная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная ГСН, разработанная МНИИ «Агат», обеспечивает поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию радиолокаторами воздушных носителей или зенитных комплексов.
ГСН имеет следующие режимы работы:
-полностью автономный (активный) по начальным целеуказаниям без радиолокационной поддержки других РЛС в полете;
-инерциально-корректируемый со стороны РЛС;
-режим программирования, при котором пользователь может вводить новую программу для БЦЭВМ.

ТТХ ракеты Р-27АЭ:
Длина ракеты, мм: 4780
Размах крыла, мм: 800
Масса ракеты, кг: 350
Масса боевой части, кг: 39
Тип боевой части: стержневая
Дальность пуска, км: 130
Скорость, М: 4,5
Носители: Су-27, Су-33, Су-35, МиГ-29, Як-141.

Р-27Р на пусковой установке АПУ-470 под самолетом F-14 ВВС Ирана.

Р-27Р на пусковой установке АПУ-470 под самолетом F-14 ВВС Ирана.

Ракеты Р-27Р и Р-60М под крылом МиГ-29 ВВС КНДР.

Ракеты Р-27Р и Р-60М под крылом МиГ-29 ВВС КНДР.

МиГ-29 ВВС Германии выполнил пуск ракеты Р-27Р.

МиГ-29 ВВС Германии выполнил пуск ракеты Р-27Р.

Ракета Р-27ЭР.

Ракета Р-27ЭР.

Ракета Р-27ЭТ.

Ракета Р-27ЭТ.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Авиация и Космонавтика. Р.Ангельский. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
М-Хобби. В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».
Д.Евстафьев. Семейство ракет Р-27.