Управляемая ракета средней дальности Р-40 (К-40, «изделие 46»).

Разработчик: ОКБ-4 (М.Р.Бисноват)
Страна: СССР
Начало разработки: 1962 г.
Гос. испытания: 1964 г.
Принятие на вооружение: 1971 г.

В 1962 году в ОКБ-4 под руководством Матуса Рувимовича Бисноват было начато проектирование ракеты Р-40. Ракета создавалась специально для вооружения истребителя-перехватчика МиГ-25П и предназначена для поражения высотных скоростных и низколетящих воздушных целей — самолётов и крылатых ракет в широком диапазоне применения при наличии огневого и помехового противодействия. Разработка была задана Постановлением № 131-62 от 5 февраля 1962 года. Правительственный документ определил также и срок представления разрабатываемых комплексов на совместные государственные испытания — конец 1964 года. Полуактивная радиолокационная головка создавалась НИИ-648, тепловая — ЦКБ-589, автопилот — ОКБ-3, комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ) — НИИ-571, твердотопливный двигатель — КБ-2 завода № 81.

Двукратное увеличение массы самолета-носителя обеспечивало возможность применения ракет, по массово-габаритным характеристикам близких к отрабатывавшимся в то время ракетам К-80 для Ту-128-80. На МиГ-25П предусматривалось применение РЛС «Смерч-А», создаваемой на базе установленного на Ту-128-80 радиолокатора «Смерч».

Однако условия применения ракет содержали принципиально новый элемент. Перехватчик — МиГ-25П — предназначался для относительно длительного, продолжительностью более десяти минут, полета со скоростью, почти втрое превышавшей звуковую. При этом элементы конструкции как носителя, так и размещенных на наружной подкрыльевой подвеске ракет нагревались до температур порядка 300°С, что привело к необходимости впервые использовать титан в качестве материала планера ракеты и решить ряд технических проблем по охлаждению агрегатов и созданию стойкого к кинетическому нагреву обтекателя. В качестве материала обтекателя РГС впервые применён жаростойкий ситалл.

Помимо проблем, связанных с теплопрочностью материалов, необходимо было решить задачи обеспечения работоспособности аппаратуры, а также избежать прогрева топливного заряда, так как сколько-нибудь стабильные внутрибаллистические параметры двигателя достигались только в относительно узком температурном диапазоне. Необходимо было обеспечить удовлетворительные динамические параметры в широком диапазоне скоростей и высот полета.

В результате разработка осуществлялась практически заново, без унификации с К-80. Уже в 1962 году был выпущен аванпроект по ракете К-40 («изделие 46»), в котором были представлены два варианта компоновок ракеты. Для дальнейшей разработки взамен нормальной схемы, реализованной в К-80, была принята схема «утка». В сочетании с размещением двигателя в центральной части «изделия», данное компоновочное решение позволило сузить область динамических параметров ракеты как объекта управления. Большая площадь крыла обеспечивала высотность ракеты, а также способствовала снижению влияния синхронных ошибок. При этом основная часть приборного оснащения ракеты была сосредоточена впереди двигателя, а боевая часть и бортовой источник электропитания — в хвостовой. Впервые для боевой части КУ-46 было реализовано узконаправленное поле поражения. Для обеспечения точной выдачи команды на подрыв боевой части и высокой помехозащищенности впервые был применен комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ) «Аист-М».

В соответствии с принятой схемой двигатель ПРД-134 был выполнен в двухсопловом исполнении. В двигателе впервые для отечественных ракет «воздух-воздух» было применено высокоэнергетическое смесевое металлосодержащее топливо. Для защиты от прогрева на титановый корпус двигателя нанесено наружное теплозащитное покрытие.

Задача поддержания приемлемого теплового режима в аппаратурных отсеках решалась применением специальной фреоновой системы охлаждения, запитываемой от баллона, размещенного на пусковом устройстве, а также нанесением ТЗП на внутренние поверхности корпусов отсеков. Мощные тепловые потоки потребовали применения ситалла в обтекателе «радийной» ГСН Эти же факторы определили использование оптикокерамики в тепловой ГСН Т-40А1.

Ракета Р-40 разрабатывалась с двумя головками самонаведения:
-с полуактивной радиолокационной импульсной головкой ПАРГ-12 (МНИИ «Агат»);
-с инфракрасной головкой Т-40А1, разработанной в ЦКБ-589.

Отработка бортовой самолетной РЛС «Смерч-А» и ракетного вооружения проводилась с использованием летающей лаборатории — доработанного Ту-104 № 42736.

Первый полет будущего МиГ-25 в варианте разведчика состоялся 15 марта 1965 года, перехватчика — 26 октября того же года. Полностью укомплектованный бортовой радиоэлектроникой третий прототип перехватчика начал летные испытаний 16 апреля 1967 года. Испытания вооружения проводились на полигоне ГКИ ВВС во Владимировке с августа 1968 года по февраль 1970 года. Постановлением от 12 февраля 1971 года комплекс был принят на вооружение под наименованием МиГ-25-40, при этом РЛС получила обозначение РП-СА, а ракеты — Р-40.

Серийное производство ракет велось на киевском «Заводе им. Артема». После демонстрации в начале семидесятых годов насыщенного новейшей военной техникой советского документального фильма, заимствованные из него кадры с довольно детальным изображением МиГ-25П с ракетным вооружением неоднократно воспроизводились в зарубежных изданиях, а ракеты Р-40 получили наименование «АА-6 Acrid».

Модификации:
Р-40Р — с полуактивной радиолокационной импульсной головкой самонаведения ПАРГ-12 разработки НИИ «Агат».
Р-40Т — с тепловой головкой самонаведения Т-40А1 разработки ЦКБ-589.
Р-40РД — модификация Р-40Р, толчком к созданию которой послужил инцидент с угоном в Японию 6 сентября 1976 года самолёта МиГ-25П лётчиком ВВС СССР В.Беленко. В целях совместимости нового БРЭО МиГ-25ПД, ракета была оснащена ГСН РГС-25, созданной на базе РГС-24 ракеты Р-24. Ракета способна селектировать цели на фоне подстилающей поверхности.
Р-40ТД — модификация Р-40Т, созданная одновременно с Р-40РД, с усовершенствованной ГСН 35Т1.
Р-40РД-1 — модификация Р-40РД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ.
Р-40ТД-1 — модификация Р-40ТД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ.

ТТХ:

Длина, мм:
-Р-40Р: 6290
-Р-40Т: 5900
Диаметр, мм: 300
Размах крыла, мм: 1450
Масса, кг:
-Р-40Р: 450
-Р-40Т: 460
Масса БЧ, кг: 38
Боевая часть: осколочно-фугасная
Дальность, км:
-Р-40Р: 30
-Р-40Т: 36
Носители: Миг-25П, МиГ-31.

7.Р-40. Рисунок.

Р-40. Рисунок.

6.Ракета Р-40Т.

Ракета Р-40Т.

1.Ракета Р-40Т по крылом МиГ-25П.

Ракета Р-40Т по крылом МиГ-25П.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Ангельский. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
А.Никифоров. Под крылом самолета.
М.Левин. Пустил и забыл.