Управляемая ракета средней дальности Р-98 (К-98, «изделие 56»).

Разработчик: ОКБ-4 (М.Р.Бисноват)
Страна: СССР
Начало разработки: 1961 г.
Принятие на вооружение: 1965 г.

Авиационная ракета средней дальности К-98 разрабатывалась как глубокая модернизация ракеты К-8М и предназначалась для усовершенствованного варианта Су-11 — перехватчика Т-58 (Су-15), заданного февральским Постановлением СМ СССР 1962 года. Основным направлением модернизации К-8М являлось — обеспечение возможности пуска ракет при атаке цели не только с задней, но и с передней полусферы, повышение помехоустойчивости и боевой эффективности. Первые проработки по соответствующей модификации ракеты под обозначением К-8М-2, предназначенной для применения с Т-3 и Як-28, были выполнены в 1961 году. Впоследствии первоначальное наименование сменилось на К-98 («изделие 56»).

В 1963 году была выпущена 31 ракета, начаты облеты в качестве целей Ил-28, Ту-16 и Як-28, подтвердившие возможность применения «радийных» ракет с передней полусферы, проведены два первых пуска ракет с тепловой ГСН по парашютной мишени М-6 на высотах 10 и 15 км.

В 1964 году в ходе испытаний комплекса Т-58-98 были получены результаты, позволившие дать рекомендации о принятии на вооружение. В частности, было проведено 10 пусков телеметрических ракет по мишеням М-6 и ПМ-4108, 13 пусков боевых ракет (включая семь К-8М-1) с задней полусферы по мишеням Ил-28 и Як-25 и семь — по Ил-28 с передней полусферы, при этом все самолеты-мишени были сбиты. Не менее успешно шли испытания К-98 на Як-28П.

perehvatchik-yak-28p-s-raketami-r-98

Перехватчик Як-28П с ракетами Р-98.

Ракеты оснащались новыми радиолокационными головками самонаведения ПАРГ-14ВВ, более соответствующими условиям применения на малых высотах. В частности, успешно прошли 14 пусков по Ил-28 на высотах 500-700 м. Все мишени были сбиты и при пусках ракет с передней полусферы на высотах от 7000 до 17000 м. Так же успешно проходили и войсковые испытания с пусками ракет по мишеням Ла-17 и МиГ-17. Государственные испытания завершились в июне 1964 года.

В соответствии с Постановлением № 365-131 от 30 апреля 1965 года на вооружение поступил комплекс перехвата Су-15-98 на базе перехватчика Су-15 (Т-58-2) с РЛС РП-15 («Орел-ДМ»), оснащенного ракетами Р-98 (К-98). Ракеты подвешивались по одной под каждой консолью крыла на пусковых устройствах ПУ-1-8. Обычный вариант подвески включал одну ракету Р-98Р с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и одну ракету Р-98Т с тепловой головкой самонаведения С1Д-58. Пуск ракет возможен как по одной, так и залпом.

Ракеты Р-98 с полуактивной РЛГСН впервые в СССР допускали применение не только с задней, но и с передней полусферы цели. В последнем случае на больших высотах дальность пусков по целям со скоростью до 2000 км/час возросла до 18 км при высоте цели от 5 до 18 км. При пусках вдогон цели максимальная дальность осталась на прежнем уровне — 14 км, что и следовало ожидать при использовании все того же двигателя типа ПРД-25. При пусках в заднюю полусферу для ракет с обоими типами ГСН обеспечивалась высота применения от 500 м до 23000 м. Превышение цели над перехватчиком могло достигать 3 км. Однако, несмотря на принятие на вооружение, для обеспечения успешного применения ракет Р-98 комплекс потребовал внедрения ряда доработок и проведения дополнительных испытаний, осуществленных в 1965-1967 годах.

Следующий этап совершенствования перехватчиков ОКБ Сухого первоначально связывался с применением новой РЛС «Коршун-58» и ракет К-58 («изделие 57») с «радийной» ГСН ПАРГ-16ВВ и двигателем ПРД-143. Однако, в связи с задержками в разработке «Коршуна-58» в 1968 году было принято решение о внедрении на Су-15 усовершенствованного варианта РЛС «Смерч-АС», получившей название «Тайфун». Ракета стала именоваться — К-98М, сохранив «несекретное» обозначение «изделие 57».

raketa-r-98t-pod-krylom-su-15

Ракета Р-98Т под крылом перехватчика Су-15.

Проводившиеся с января 1969 года, заводские испытания нового варианта самолета, получившего наименование Су-15Т, выявили необходимость доработки бортовой РЛС. На государственные испытания, начавшиеся в августе 1970 года, был представлен уже самолет Су-15ТМ с РЛС «Тайфун-М». В апреле 1973 года госиспытания завершились с рекомендацией о принятии на вооружение.

raketa-r-98t-pod-krylom-su-15t

Ракета Р-98Т под крылом перехватчика Су-15Т.

21 января 1975 года по Постановлению № 72-26 новая модификация перехватчика была принята на вооружение и официально получила наименование Су-15ТМ, радиолокатор — РП-26. Усовершенствованные ракеты К-98М получили индекс Р-98М. К-98М отличались повышенной помехозащищённостью ГСН и расширенным диапазоном пуска. Минимальная высота пуска ракеты Р-98МТ по сравнению с Р-98Т в передней полусфере снизилась с 5000 до 2000 м, а максимальная — увеличилась с 18000 до 21000 м (в задней полусфере — с 23000 до 24000 м).

raketa-r-98mr-pod-krylom-su-15tm

Ракета Р-98МР под крылом перехватчика Су-15ТМ.

Применялись ракеты на истребителях-перехватчиках Су-11, Су-15ТМ, Су-15УМ, Су-17М (только Р-98МТ).

Ракетами Р-98 в сложных метеоусловиях и ночью были сбиты южнокорейские «Боинги», нарушившие воздушную границу СССР в 1978-м и 1983 годах. Первый из них ракета поразила в облаках над Кольским полуостровом и поврежденный самолет смог произвести вынужденную посадку (причем в горячке атаки пилот Су-15, видевший «Боинг-707» только на экране РЛС, выпустил и оставшуюся ракету по «отделившейся второй цели» — отломившейся консоли крыла нарушителя). По второму — «Боингу-747» — обе ракеты, тепловая и «радийная», были выпущены с расстояния 11 км ночью, поразили фюзеляж и один из двигателей.

Ракета К-98 («изделие 56») была выполнена по аэродинамической схемe «утка» с элеронами на крыльях. Ракета Р-98 (Р-98М) технологически делится на 4 последовательно расположенных отсека. Крепление хвостового отсека — фланцевое, остальные межотсечные стыки — телескопического типа.

Ракеты с тепловой и «радийной» ГСН отличаются только первыми отсеками. В радиолокационной головке самонаведения ПАРГ-15 ракеты Р-98Р введена обращенная к земле компенсационная антенна для улучшения соотношения сигнал — фон и повышения дальности действия на малых высотах. Это потребовало стабилизации ракеты по крену в схеме X независимо от крена самолета в момент пуска. На ракете Р-98Т с тепловой ГСН в первом отсеке устанавливается шар-баллон со сжатым азотом для охлаждения инфракрасного приемника. Захват цели ракетами ГСН обоих типов осуществлялся на подвесе под носителем. Метод наведения — пропорциональное наведение.

proektsii-rakety-r-98-shema

Проекции ракеты Р-98. Схема.

На передней части корпуса второго отсека расположены аэродинамические рули, при этом цельноповоротные консоли, лежащие в одной плоскости, кинематически связаны между собой и задействуются от одной рулевой машинки пневматического привода. Далее во втором отсеке последовательно расположены автопилот, двухволновой радиовзрыватель и контактные устройства подрыва, осколочная боевая часть с установленным в ее передней части предохранительно-исполнительным механизмом и в кормовой части отсека, ампульная батарея постоянного тока. Ближе к бортам от ампульной батареи расположены рулевые машины канала крена.
Третий отсек представляет собой камеру сгорания однорежимного РДТТ ПРД-25. Заряд двигателя выполнен из баллиститного топлива РНДСИ-5К (РАМ-10К). Удлиненное сопло РДТТ проходит по центру четвертого, хвостового отсека, а по его периферийной части расположены торовые баллоны со сжатым воздухом для питания рулевых машин привода.

На Су-15 ракеты подвешивались на ПУ-1-8, на Су-15ТМ — на унифицированных ПУ-2-8, позволявших использовать также НАР и бомбы.

Модификации:

Р-98Р — ракета с радиолокационной ГСН.
Р-98Т — ракета с тепловой ГСН.
Р-98М — модернизированная с радиолокационной ГСН. Отличается увеличенной дальностью пуска и возможностью поражения низколетящих целей. Применялась на самолётах Су-15ТМ, Як-28ПМ.

ТТХ:

Модификация: Р-98
Длина, мм: 3930
Диаметр фюзеляжа, мм: 275
Размах оперения, мм: 1200
Стартовая масса, кг: 292
Масса БЧ, кг: 40
Тип БЧ: осколочно-фугасная
Дальность пуска (лоб / тыл), км
-максимальная: 18 / 14
-минимальная: 4 / 1,8
Макс. скорость цели, км/ч: 2500
Диапазон высот применения, км: 1-23

raketa-r-98r

Ракета Р-98Р.

raketa-r-98r

 Ракета Р-98Р.

raketa-r-98r

Ракета Р-98Р.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Ангельский. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».