Авиационные донные мины АМД-1, АМД-2.
Разработчик: НИМФТИ ВМФ и ЦКБ-36
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1942 г. / 1945 г.
Работы над минами МИРАБ и РЕМИН, а также экспериментальные работы по созданию индукционных катушек с сердечниками из материалов с высокой магнитной проницаемостью, проведенные накануне Великой Отечественной войны в Севастополе позволили конструкторам НИМФТИ ВМФ и ЦКБ-36, создать несравненно более совершенный образец неконтактной донной мины — АМД-1. При создании мины был учтен германский опыт. Немцы применяли в боевых условиях авиационные донные мины с конца 1939 года. В 1940 году немцы передали СССР несколько образцов своих неконтактных мин. Кроме того, в конце 1941-го — начале 1942 года нашим морякам удалось захватить некоторое число немецких донных мин.
За разработку мины коллектив во главе с главным конструктором Л.П.Матвеевым был удостоен Сталинской премии.
Мина была принята в 1942 году на вооружение ВМФ и успешно использовались для активных скрытных минных постановок с самолётов, а также надводных кораблей и подводных лодок. С самолетов мины сбрасывались на парашюте и оснащались индукционными взрывателями.
Авиационная магнитная донная мина АМД-1 выпускалась в двух вариантах: АМД-1-500 и АМД-1-1000. Мины имели цилиндрическую форму, снаряжались индукционным двухканальным неконтактным взрывателем и снабжались специальным устройством, задерживающим взрыв на 4 секунды с момента начала работы программного реле. Их особенность — чувствительность взрывателя под действием остаточного магнитного поля корабля или подводной лодки на глубинах 30 метров. Батареи мин, ёмкостью 6 ампер-часов, питали всю электросхему и имели выходные напряжения 4,5 и 9 вольт, соответственно.
Взрывчатое вещество содержало смесь 60% тротила, 34% гексогена и 16% алюминиевой пудры. Смесь получила название ТГА. Благодаря введению в состав смеси алюминиевой пудры мощность взрыва повышалась на 45-50%.
Мина АМД-1-500, как и следовало из названия, имела вес 500 кг. Ее длина — 2800 мм, диаметр — 450 мм. Мина содержала 300 кг взрывчатого вещества. Соответственно, мина АМД-1-1000 имела вес 1000 кг, длину 3780 мм и диаметр 533 мм. Мина содержала 700 кг взрывчатого вещества.
Мина АМД-1-500 на транспортной тележке.
Обе мины сбрасывались с парашютом с высоты от 300-600 м (АМД-1-500 / АМД-1-1000) и выше при скорости самолета-носителя до 300 км/ч. В момент приводнения парашют отделялся. В качестве противотральных устройств применялись: прибор срочности, который обеспечивал задержку включения аппаратуры на срок до шести суток, и прибор кратности, который допускал до двенадцати холостых срабатываний. Продолжительность работы прибора срочности составляла от 3 ч до 10 сут. Минный интервал составлял: для АМД-1-500 — 70 м, для АМД-1-1000 — 150 м. На таком расстоянии мина оставалась в рабочем состоянии при взрыве соседней мины.
Серийное поступление мин АМД-1 во флот началось в 1943 году. В 1943 году было получено 925 мин, в 1944 году — 641, а с 1 января по 1 октября 1945 года — 500 мин.
В конце 1945 году на вооружение поступили авиационные донные мины АМД-2-500 и АМД-2-1000, оснащенные 2-канальным индукционно-акустическим взрывателем. Для срабатывания такого взрывателя требовалось одновременное воздействие магнитного поля корабля и звуковых колебаний, вызванных шумами его двигателя, что защищало мину от траления одним только магнитным или одним только акустическим тралом.
Весогабаритные характеристики мин типа АМД-2 по сравнению с минами типа АМД-1 практически не изменились. Вес взрывчатого вещества остался прежним (300 и 700 кг). Зато глубина постановки увеличилась с 30 м до 50 м. Мины типа АМД-2 ставились с парашютом с тех же высот, что и мины АМД-1.
Торпедоносец Ил-4Т с подвешенной миной АМД-1-500.
Донная мина АМД-1-1000 в экспозиции музея.
Донная мина АМД-1-1000 в экспозиции музея.
Мина АМД-2-500 в экспозиции музея.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения. Авиационные неконтактные донные мины 1942-1945 гг.
Техника и Вооружение. А.Артемьев. Авиационные морские мины.
В.А.Сычёв. Корабельное оружие.