Легкий многоцелевой самолет К-10.

Разработчик: Калинин
Страна: СССР
Первый полет: 1932 г.

В середине 1930 года ГРОСС начинает работы над новым проектом — самолетом К-10. По сути — это улучшенный вариант «облисполкомовского» К-9 для связи центров с районами, а также для спортивно-тренировочных целей. По своей схеме К-10 — свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Крыло эллиптической формы, цельнодеревянное, с предкрылками, что обеспечивало хорошую устойчивость. Консоли крыла складывались назад, вдоль фюзеляжа. Это уменьшало габариты самолета и позволяло перевозить его, не разбирая, на железнодорожных платформах.

Фюзеляж ферменный, из стальных труб, обтянутых фанерой и полотном. Крыло и оперение деревянные. Управление двойное. Кабины для летчика и пассажира открытого типа с лобовыми козырьками (передняя для летчика), между кабинами в фюзеляже размещался багажный отсек.

Мотор М-11 мощностью в 100 л.с. заключен в капот типа «Коулинг». Смонтированные в крыльях бензобаки вмещали запас горючего на восемь часов полета (246 л), подача бензина производилась при помощи помпы, но имелся также ручной насос. Шасси снабжены обтекателями и тормозами колес, что улучшало посадочные характеристики.

Из-за маломощного мотора — а другого тогда просто не было — на испытаниях самолет смог развить скорость лишь 175 км/ч, что никак не устроило ни приемную комиссию, ни самих конструкторов.

В 1932 году была сделана попытка облегчить машину — вместо капота на двигатель установили кольцо Тауненда, с шасси сняли обтекатели, Однако и в таком виде К-10 в серию не пошел.

В 1933 году перспективный отдел ГРОССа начал проектные работы по К-11, пассажирскому двухмоторному моноплану с двумя хвостовыми фермами-фюзеляжами и эллиптическим крылом. Интересный как идея, проект развития не получил.

ЛТХ:

Модификация: К-10
Размах крыла, м: 10,70
Длина самолета, м: 7,03
Высота самолета, м: 2,89
Площадь крыла, м2: 17,47
Масса, кг
-пустого самолета: 700
-максимальная взлетная: 1035
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 175
Крейсерская скорость, км/ч: 145
Практическая дальность, км: 510
Продолжительность полета, ч: 8
Скороподъемность, м/мин: 143
Практический потолок, м: 3800
Экипаж, чел: 2.

Самолет К-10 в первоначальном виде.

Самолет К-10 в первоначальном виде.

1.К-10 на испытаниях.

Легкий самолет К-10 после переделки на повторных испытаниях.

2.К-10 со сложенными крыльями.

К-10 со сложенными крыльями.

3.К-10 в процессе сборки.

К-10 в процессе сборки.

К-10. Схема.

4.К-10. Рисунок.

К-10 (в первоначальном виде). Рисунок.

Проекции К-10 (в первоначальном виде). Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.
Журнал «Самолет» № 10 за 1935 г. А.Руденко. Самолет К-10.