Планер Г № 4.

Разработчик: Г.Ф.Грошев
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.

В 1934 году конструктор Г.Ф.Грошев со своим коллективом построил планер Г № 4, предназначенный для транспортировки грузов в системе Гражданского воздушного флота (ГВФ). При проектировании было уделено особое внимание увеличению аэродинамического качества, чтобы получить некоторый экономический эффект при эксплуатации. Качество удалось довести до 16,3 единицы при малой нагрузке на крыло — 32,4 кг/м2.

Пятиместный экспериментальный планер конструкции Г.Ф.Грошева был построен на Планерном заводе в 1934 году. Участник X и XI ВПС. Проект планера был выполнен к концу 1933 года, рабочие чертежи — к маю 1934 года, а постройка была завершена 18 августа 1934 года. Планер был расчитан на буксировку самолетом Р-5. Испытывал планер Н.Я.Симонов на Тушинском аэродроме.

По схеме планер Г № 4 представлял из себя подкосный высокоплан. В хорошо обтекаемом фюзеляже располагалась комфортабельно оборудованная кабина на пять человек или 500 кг груза. Впереди сидел пилот, сзади — по два в ряд четыре пассажира. Спереди кабина была закрыта целлулоидным фонарем с хорошим обзором. По обеим сторонам фюзеляжа были расположены двери с открывающимися окнами.

Крыло двухлонжеронной конструкции с фанерной обшивкой до второго лонжерона состояло из двух частей. Элероны щелевого типа были подвешены на усиленных нервюрах. Металлические подкосы крыла из стальных труб были закрыты обтекателями.

Планер имел двухколесное шасси с колесами баллонного типа, низкого давления, диаметром 480 мм.

Планер был оборудован для ночных полетов. Пассажирская кабина была электрофицированна и снабжена приемо-передающей радиостанцией.

На X ВПС планер Г № 4 совершал парящие полеты с пассажирами. А с двумя пассажирами (С.Анохиным и В.Ильченко) пилот Н.Я.Симонов на этом планере выполнил несколько петель Нестерова.

После X ВПС планер Г № 4 был передан в ГВФ на опытную эксплуатацию. Пилотировал планер в течении 1934 и 1935 годов пилот В.Г.Бородин. Эксплуатация продолжалась недолго — до конца 1935 года. В это время Г № 4 выполнял рейсы по маршрутам: Москва — Орел и Москва — Харьков, перевозя почту, грузы и обслуживающий персонал ГВФ. По итогам эксплуатации руководство ГВФ решило, что применение планера не дает заметных преимуществ над самолетом, и отказалось от дальнейшего использования Г № 4.

По окончании эксплуатации планер был передан а Аэрохиммузей (в последствии Центральный дом авиации и космонавтики).

ЛТХ:

Длина, м: 8,95
Высота, м: 2,2
Размах крыла, м: 18,7
Площадь крыло, м2: 27,5
Вес, кг
-пустого: 492
-взлетный: 892
Нагрузка на крыло, кг/м2: 32,4
Макс. скорость буксировки, км/ч: 150
Макс. аэродинамическое качество: 16,3

Планер Г № 4.

Планер Г № 4.

planer-g-4

Планер Г № 4.

planeristy-ispytateli-s-v-gavrish-n-ya-simonov-s-n-anohin-u-planera-g-4

Планеристы-испытатели С.В.Гавриш, Н.Я.Симонов, С.Н.Анохин у планера Г № 4.

Посадка планеристов-испытателей в планер Г № 4.

planer-g-4-shema

 

Планер Г № 4. Схема.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
К.А.Кузнецов. Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба — в бой!»