Истребитель-перехватчик МиГ-21С.
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1963 г.
В 1963 году на МиГ-21ПФ установили опытный радиолокационный прицел «Сапфир-21», созданный в НПО «Фазатрон» и получивший в серийном производстве обозначение РП-22С.
Станция «Сапфир-21» по сравнению с предшественницей имела существенные преимущества. Моноимпульсный метод пеленгации, логарифмический прием в совокупности с каналом компенсации боковых лепестков обеспечили ее высокую защищенность от активных и пассивных помех. Удалось значительно снизить высоту боевого применения и упростить летчику условия обнаружения и захвата целей.
При сохранении тех же углов сканирования, что и у ЦД-30 (РП-21) дальность обнаружения целей типа бомбардировщик возросла в полтора раза и достигла 30 км. Одновременно дальность сопровождения целей увеличилась с 10 до 15 км. Увеличение дальности и зоны обнаружения создало условия для повышения вероятности наведения самолета на цель и обеспечило возможность для ее атаки на ракурсах до 3/4 .
Если летчик самолета-перехватчика, оснащенного станцией ЦД-30, пустив ракету РС-2УС, вынужден был сопровождать ее до попадания в цель, то РАС «Сапфир-21» лишь «подсвечивала» противника, предоставив ракете Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) самой определять траекторию движения. Одновременно возросла точность стрельбы по наземным целям.
Новая РЛС обеспечивала в любых метеоусловиях поиск и обнаружение воздушных целей в передней полусфере, опознавание государственной принадлежности, выбор цели, захват и ее сопровождение, выведение самолета на кривую прицеливания, вычисление и индикацию зон возможных пусков ракет Р-3С и Р-3Р, опасных зон сближения и формирование команд «пуск разрешен» и «отворот». Кроме этого РЛС во взаимодействии с оптическим прицелом АСП-ПФ-21 позволяла вести прицельную стрельбу по воздушным и наземным целям из пушек и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). По большому счету РЛС «Сапфир-21» превратилась в систему радиоуправления вооружением.
Постановление правительства о создании новой системы вооружения было подписано весной 1962 года и на эту работу отводилось чуть больше трех лет. Одновременно МКБ «Вымпел» предписывалось разработать ракету К-13М класса «воздух-воздух» с тепловой ГСН и увеличенной дальностью стрельбы.
Конструктивно аппаратура РП-22С выполнена в виде контейнера, не выходившего за обводы планера истребителя.
Заводские летные испытания опытного самолета, получившего обозначение МиГ-21С (заводской № 0725) начались в конце 1963 года. В следующем году к ним присоединились еще два самолета № 95210101 и № 95210102, причем на последнем из них в очередной раз увеличили площадь киля. Отработка как «Сапфира», так и управляемых ракет затянулась и завершилась, когда полыхал пожар войны во Вьетнаме. Возможно, это обстоятельство и стало главной причиной запуска перехватчика в серийное производство, не дожидаясь окончания его государственных испытаний.
В отличие от МиГ-21ПФ, на МиГ-21С, кроме РЛС «Сапфир-21», установили накладной топливный бак большей емкости, под крылом добавили еще два узла подвески вооружения, заимствовав их от МиГ-21Р. Теперь истребитель мог нести одновременно по две ракеты Р-3С и Р-3Р. Кроме этого, допускалась подвеска неуправляемых реактивных снарядов и бомб в различных комбинациях, в зависимости от поставленной задачи. На этих же узлах могли подвешиваться и два дополнительных топливных бака (не считая подфюзеляжного). Как и на МиГ-21ПФМ, под фюзеляжем располагалась гондола ГП-9 с двухствольной пушкой ГШ-23, предназначенной для ближнего маневренного боя и поражения наземных целей.
Хотя, по сравнению с предшественником, МиГ-21С заметно потяжелел, он по-прежнему оснащался двигателем Р-11Ф2С-300. Правда, была предусмотрена замена ТРДФ более мощным Р-13-300 с увеличенным в полтора раза запасом газодинамической устойчивости. Р-13-300 отличался не только повышенной надежностью, но и простотой обслуживания, широким бесступенчатым диапазоном режимов «форсаж» с плавным изменением тяги. Номинальная тяга двигателя составляла 3400 кгс, а на первом форсажном режиме — 6600 кгс, удельный расход топлива на номинале — 0,91 кг/кгс, сухая масса — 1134,6 кг.
Обновилось не только пилотажно-навигационное, но и специальное оборудование. Например, вместо кренового автопилота поставили АП-155, позволявший не только сохранять положение машины относительно трех осей, но и приводить ее к горизонтальному полету из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса. Станция СПО-10 предупреждала об облучении самолета радиолокатором противника, а зеркала в кабине улучшили обзор задней полусферы. Катапультное кресло КМ-1 (СК-3) обеспечивало спасение летчика во всем диапазоне скоростей и высот, включая взлет и посадку. Усиленная передняя стойка и увеличенная база заделки штока амортизатора основных опор шасси, защита ряда узлов и соединений от загрязнения, а также внешняя герметизация люков фюзеляжа обеспечивали массовую эксплуатацию самолетов даже с малоподготовленных грунтовых аэродромов. Внедрение более совершенных средств наземного обслуживания самолета значительно сократило подготовку его к повторному вылету.
Летные испытания МиГ-21С начались в 1964 году, и в следующем же году Горьковский авиационный завод выпустил первые 25 серийных машин (тип «95»).
ЛТХ:
Модификация: МиГ-21С
Размах крыла, м: 7,15
Длина, м: 14,10
Высота, м: 4,71
Площадь крыла, м2: 23,00
-пустого самолета:
-нормальная взлетная: 8150
-топлива: 2320
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс: 1 х 6175
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2230
-у земли: 1300
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1240
-с ПТБ: 1610
Практический потолок, м: 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 23-мм пушка ГШ-23Л; 4 х УР «воздух-воздух» К-13 или Р-3С или РС-2УС; контейнер с 23-мм пушкой ГШ-23 или ПУ НАР С-24.
Опытный Е-7С (С — от названия станции «Сапфир»).
Опытный Е-7С.
Опытный Е-7С. Вид спереди.
МиГ-21С с 4 блоками НУРС и пушечным контейнером.
МиГ-21М ВВС Румынии (МиГ-21М — экспортная модификация МиГ-21С).
Пуск ракеты с МиГ-21М ВВС Румынии.
МиГ-21С на стоянках.
Кабина МиГ-21С.
Типы подвески вооружения МиГ-21С.
МиГ-21С. Рисунок.
Схема подвески вооружения МиГ-21С.
МиГ-21С. Схема.
.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Последние модификации.
Крылья Родины. Ефим Гордон. Рождение долгожителя.
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21.
Крылья Родины. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный «МиГ».