Самолет-ретранслятор Ту-142МР.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1977 г.
В конце 60-х — начале 70-х годов в СССР, с постройкой серии атомных подводных лодок проекта 667А, была создана эффективная морская стратегическая ядерная система, сопоставимая с американской системой «Polaris» и способная нанести гарантированный ущерб вероятному противнику в ответном ударе, что, в немалой степени, способствовало достижению стратегического паритета с США.
В свою очередь это потребовало дальнейшего совершенствования системы боевого управления морскими стратегическими ядерными силами и ужесточения требований к её устойчивости и работоспособности в условиях ядерной войны. В системе связи ВМФ были введены в строй передающие радиоцентры сверхдлинноволнового (СДВ) диапазона, выбранного потому, что его волны проникают в водную среду, а также обладают повышенной помехоустойчивостью. Однако основным недостатком СДВ-диапазона было то, что работа в нем требует применения очень уязвимых антенн больших размеров. Поэтому одним из звеньев системы управления силами ВМФ должна была стать резервная система связи способная поддерживать непрерывную связь с ракетными подводными крейсерами в море в случае выхода из строя береговых узлов связи.
Такая система СДВ связи была уже разработана в 60-х годах в США. Система связи ВМС ТАСАМО позволяла доводить распоряжения американского военно-политического руководства непосредственно до командиров ракетных подводных лодок, находившихся на боевом патрулировании в акваториях Атлантического и Тихого океанов. Основу системы составили самолеты-ретрансляторы EC-130Q. Одной из особенностей этой машины было наличие на борту специальной антенной системы, представлявшей собой стальной провод с медным покрытием длинной 10 000 м и скоростной намоточный механизм.
Поэтому постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1972 года на ОКБ была возложена задача создания аналогичного авиационного комплекса сверхдальней связи.
Заместителем Главного конструктора по этой теме (работы по ней получили шифр «Орел») в 1973 году был назначен С.А.Атаянц, ведущим конструктором стал А.П.Шинкаренко.
При создании этого комплекса, ОКБ, впервые в истории отечественного самолетостроения, был решен целый ряд сложных технических проблем. На самолете-носителе полностью отсутствовали резервы электрической мощности для питания вновь устанавливаемого радиоэлектронного оборудования. Проблема была решена установкой трех дополнительных турбогенераторов.
Свои сложности возникли при создании выпускаемой в воздушный поток тросовой антенны большой протяженности. Использование в качестве антенны троса столь значительной длины, поставило, ранее не встречавшуюся на практике, задачу создания специального троса повышенной прочности, а также обеспечения стабилизации антенны в потоке при её выпуске, уборке и буксировке.
По созданию этой системы был проведен большой объем опытных работ. Для отработки макетного образца тросовой антенны (длиной 2500 м) в 1974 году был использован самолет Ан-12 № 902 оборудованный тросовой лебедкой и другим специальным оборудованием.
В первый опытный Ту-142МР был переоборудован опытным производством ОКБ в марте 1977 года один из серийных Ту-142М, а в июле 1977 года экипаж летчика-испытателя Е.А.Лахмостова совершил на нем первый полет. Совместные государственные испытания самолета продолжались до декабря 1980 года. Ту-142МР летал с заводского аэродрома в Таганроге, аэродрома ГНИКИ ВВС в г. Феодосия и с аэродрома авиации Северного флота в г. Североморске. Испытания несколько раз прерывались из-за частых отказов и нестабильной работы основного радиосвязного комплекса. Потребовалась длительная доводка и отработка элементов системы на наземных стендах прежде чем все проблемы по бортовому комплексу связи были преодолены.
В 1980-е годы не только оттачивалось профессиональное мастерство противолодочников, но и продолжала развиваться структура 76-го ОПЛАП ДЦ. Так, в декабре 1985 года штат полка пополнился отрядом самолетов-ретрансляторов Ту-142МР. С января 1986 года отряд в составе экипажей м-ров А.С.Кичигина, И.П.Серебрякова и А.В.Пряникова приступил к выполнению учебных полетов, а с июня — к решению функциональных задач. В начале сентября он вошел в силы постоянной готовности флота. В дальнейшем, с поступлением новых Ту-142МР, отряд был переформирован в эскадрилью ретрансляторов.
В 2002 году волна преобразований докатилась и до тихоокеанцев: 310-й ОПЛАП расформировали, объединив сохранившие боеспособность самолеты и экипажи с остатками 568-го отдельного гвардейского морского ракетоносного полка и еще нескольких частей и образовав 568-й гвардейский смешанный авиаполк. В этом созданном исключительно «по бедности» формировании Ту-142М3 и Ту-142МР вошли в 3-ю эскадрилью. И хотя она носит гордое название противолодочной, на нее возложены и поисково-спасательные и ретрансляционные и разведывательные функции, а также участие в обеспечении космических запусков и постановке минных заграждений.
ЛТХ:
Модификация: Ту-142МР
Размах крыла, м: 50,04
Длина самолета, м: 53,07
Высота самолета, м: 14,47
Площадь крыла, м2: 289,90
Максимальная взлетная масса, кг: 185000
Тип двигателя: 4 х ТВД НК-12МП (МВ)
Тяга, кгс: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч: 820
Крейсерская скорость, км/ч: 680
Скорость барражирования, км/ч: 450
Практическая дальность, км: 10050
Боевой радиус действия, км6 6800
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 10
Вооружение: 2 х 23-мм пушки ГШ-23.
Самолет-ретранслятор Ту-142МР.
Взлет Ту-142МР.
Ту-142МР на стоянке.
Ту-142МР на рулежке.
Ту-142МР ВМФ России в полете.
Пара Ту-142МР на репетиции парада в день ВМФ России, 2018 г.
Ту-142МР из 73-й ОПЛАЭ идет на посадку. Кипелово, 2003 г.
Отремонтированный Ту-142МР в Николаеве. Аэродром Каменный Ручей, 27.03.2007 г.
Носовые части самолетов Ту-142М и Ту-142МР.
Носовая часть Ту-142МР.
.
.
Список источников:
Анатолий Артемьев. Дальний противолодочный самолет Ту-142.
Авиация и Время. Андрей Совенко. Первый рубеж стратегической обороны.
Авиация и Космонавтика. Анатолий Артемьев. Охотники за субмаринами.
Военный парад. В.Дейнека. Авиационный противолодочный комплекс Ту-142М.
Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.
Роман Астахов. Русская Сила. Противолодочный самолет Ту-142.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-142МР».