Учебно-тренировочный самолет Су-28 (Су-25УТ).
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.
По инициативе Главного конструктора, решено было отработать на базе учебно-боевого самолета Т-8УБ модификацию самолета в учебно-тренировочном варианте — Т-8УТ.
Здесь стоит упомянуть о том, что впервые эта идея была предложена еще в 1981 году маршалом А.Н.Ефимовым, который хотел заменить чешские L-39 на «свои» Су-25УТ.
С этой целью, в июне 1987 года первый опытный самолет Т-8УБ1 был поставлен на доработку. Решено было для улучшения ЛТХ максимально облегчить машину, для чего с нее сняты все системы для установки вооружения и прицельного оборудования, поставлена зашивка на месте пушечного отсека и «окна» станции «Клен», а в носовом отсеке установлен центровочный груз. Зашивка появилась и на крыле в месте установки «запила».
Доработки были завершены к концу июля 1987 года и в августе того же года Су-25УТ совершил свой первый полет. Самолет облетали и готовили к участию в воздушном празднике, который должен был состояться в августе, на день Воздушного Флота в Тушино. Впервые самолет Су-25УТ произвел посадку на аэродром с травяным покрытием. Это событие лишний раз подтвердило отличные взлетно-посадочные характеристики самолета (руководил и принимал решение о посадке самолета на грунт Генеральный конструктор М.П.Симонов). Но полет Су-28 (такое обозначение получил учебно-тренировочный вариант самолета) был отменен. Су-28 участвовал в спортивном соревновании в городе Волгограде и занял там третье место.
После всесторонних испытаний и доработок, через 2 года, в июне 1989 года этот самолет, уже под обозначением Су-28М (бортовой № 302), демонстрировался вместе с боевым вариантом самолета Су-25 на международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции. Он также участвовал в международных выставках на Филлипинах, в Дубай и Абу-Даби.
Из-за начавшегося экономического и политического кризиса в стране Су-28 не был запущен в серийное производство. Опыт создания Су-28 был использован при разработке учебно-тренировочного самолёта для палубной авиации Су-25УТГ.
Техническое описание.
Самолет является упрощенной модификацией учебно-боевого самолета Су-25УБ в части сокращения состава оборудования, снятия вооружения. Двухместный учебно-тренировочный самолет Су-28 предназначен для обучения технике пилотирования, самолетовождения, групповой слетанности и отработки фигур высшего пилотажа.
Су-28 позволяет сделать из курсанта, летавшего до этого только на поршневых самолетах, квалифицированного летчика.
В процессе учебно-тренировочных полетов самолет Су-28 обеспечивает выполнение следующих видов летной подготовки:
-первоначальное обучение;
-отработка техники пилотирования и самолетовождения днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
-полеты по приборам с применением шторки «слепого полета»;
-обучение летчиков действиям в особых случаях полета с имитацией отказа пилотажно-навигационной системы, двигателя и самолетных систем.
Учебно-тренировочный самолет Су-28 характеризуется:
-максимальной преемственностью с учебно-боевым и боевым самолетами типа Су-25 по технике пилотирования, летно-техническим характеристикам и оборудованию кабин;
-высокой маневренностью;
-возможностью взлета, полета и посадки с одним выключенным двигателем;
-возможностью эксплуатации самолета на дизельном топливе;
-базированием на грунтовых аэродромах;
-выполнением до 18-20 взлетов и посадок в одном вылете;
-шасси, допускающим грубые посадки;
-высокой надежностью и отказобезопасностью, минимальными затратами на техническое обслуживание.
При перебазировании самолета на нем могут быть установлены четыре подвесных топливных бака емкостью по 800 литров каждый (4 х ПТБ-800) с обеспечением возможности их аварийного сброса.
Самолет Су-28 отличается от базового самолета Су-25УБ отсутствием на нем:
-прицельного оборудования;
-системы управления оружием;
-встроенной пушечной установки;
-балочных держателей и пилонов;
-бронеэкранов двигателей;
-электрооборудования, обслуживающего снимаемые системы;
-дублирующей проводки управления рулем высоты;
-пенополиуретана в топливных баках самолета.
На самолете Су-28 демонтирована часть агрегатов топливной системы. Взамен снятого оборудования на самолете установлен центровочный груз для приведения самолета к штатной центровке.
В кабинах летчиков вместо снятых пультов установлены заглушки; иллюминаторы дальномера, ниша пушечной установки, отверстия со снятых систем зашиты.
ЛТХ:
Модификация: Су-28
Размах крыла, м: 14,36
Длина самолета, м: 15,36
Высота самолета, м: 4,80
Площадь крыла, м2: 33,70
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 12000
-максимальная взлетная: 17222
Топливо, кг
-внутренние топливо: 2750
ПТБ: 4 х 1150
Тип двигателя: 2 х ТРД Р-95Ш
Тяга, кгс: 2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч: 950
Перегоночная дальность, км: 2150
Практическая дальность, км
-на высоте: 1050
-у земли: 560
Максимальная скороподъемность, м/мин: 5100
Практический потолок, м: 7000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6
Экипаж, чел: 2.
Первый вариант Су-28 в полете.
Доработанный Су-28 борт № 302 на взлете.
Су-28 на стоянке.
Су-28 на авиасалоне Ле Бурже.
Су-28 на авиасалоне Ле Бурже.
Су-28 на авиасалоне Ле Бурже.
Су-28 на авиасалоне Ле Бурже.
Су-28 на рулежке.
Су-28. Схема.
.
.
Список источников:
Ильдар Бедретдинов. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25.
Крылья Родины. Евгений Павлов. Су-28.
Александр Мельников. Современная авиация России. Су-28 (Су-25УТ).
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Сухой Су-28».