Самолёт-разведчик И.И.Диля.
Разработчик: И.И.Диль
Страна: Российская Империя
первый полет: 1917 г.
На начальном этапе развития авиации делались попытки управлять самолетом с помощью изменения угла установки крыла относительно фюзеляжа. Данная идея, почерпнутая из наблюдений за полетом птиц, казалась весьма привлекательной, т.к. пилот мог выбирать оптимальный угол атаки крыла в зависимости от режима полета. При этом и при взлете и при наборе высоты и при полете с максимальной скоростью, фюзеляж оставался в горизонтальном положении и следовательно, имел минимальное аэродинамическое сопротивление. Как считалось, это должно было способствовать улучшению летных характеристик, упрощению взлета и посадки, достижению хорошего обзора из кабины на всех режимах. Горячим сторонником применения поворотного крыла был выдающийся русский летчик П.Н.Нестеров. Крылья с переменным углом атаки сыграют решающую роль в дальнейшем развитии авиации, утверждал он в 1913 году.
Одним из немногих, кому удалось создать успешно летавшие самолеты с крылом изменяемого в полете угла установки, был авиамеханик Гатчинской авиационной школы Иван Иванович Диль. Унтер-офицер русской армии И.И.Диль стоял у истоков развития авиации в России. С 1910 года он работал механиком по сборке и регулировке самолетов «Райт» и «Фарман» — первых самолетов, купленных царским правительством для подготовки военных летчиков, принимал участие в создании первой авиационной школы в России.
Когда началась Первая Мировая война, Диль был назначен механиком 6-го авиационного парка войск Юго-западного фронта, занимался ремонтом и подготовкой к полетам военных самолетов. Тогда же он впервые задумался о возможности создания самолета с крылом, угол установки которого мог бы изменяться по желанию пилота.
Начало авиаконструкторской деятельности И.И.Диля относится к 1916 году, когда он принял участие в модификации французского разведчика «Вуазен LAS», предпринятой по инициативе летчика П.Иванова.
В 1917 году И.И.Диль построил свой первый самолёт. Это был двухместный разведчик-биплан с изменяемым в полете углом наклона крыльев. Самолет был изготовлен в авиационных мастерских в г. Жмеринке. На нем стоял ротативный двигатель «Le Rhone» мощностью 80 л.с. С помощью привода из кабины летчик мог поворачивать коробку крыльев вокруг ее продольной оси для управления подъемной силой. В первом же полете, 18 мая 1917 года, самолет не вышел из крена при развороте и потерпел аварию.
С началом Гражданской войны Диль примкнул к Белому движению. В 1919 году, находясь в армии Колчака, построил в Омске биплан с крылом, имеющим механизм изменения угла атаки. Самолет, оснащенный двигателем «Le Rhone» 110 л.с. успешно летал и даже рекомендовался к принятию на вооружение.
В начале 1920-х годов И.И.Диль находился в Маньчжурии (Китай), где ему удалось построить еще несколько успешно летающих аппаратов. В 1924 году эмигрировал в США.
Самолет-разведчик И.И.Диля.
.
.
Источники:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.