Разведывательная летающая лодка F.B.A. Тype A/B/C.
Разработчик: FBA
Страна: Франция
Первый полет: 1914 г.
Идейным вдохновителем создания франко-британской компании «Franco-British Aviation Company» (F.B.A.), зарегистрированной в 1913 году в Лондоне, был француз Луи Шрек, так что нет ничего удивительного в том, что именно во Франции F.B.A. проявила наибольшую активность. Сам Шрек в 1911 году приобрел контроль над французским концерном «Tellier» и затем построил несколько весьма удачных самолетов сухопутного базирования и гидросамолетов. Затем он стал управляющим предприятия «F.B.A.» во французском городе Аргентоль, и вскоре при его активном участии было открыто новое предприятие компании в городе Верной. Одна из летающих лодок марки F.B.A. — Leveque, построенных на базе модели Donnet-Leveque Model A и выпущенных небольшой серией, совершила под управлением знаменитого пилота Андре Бомона (псевдоним лейтенанта флота Конно) перелет в Брайтон. Там она участвовала в показательных полетах с базы гидросамолетов, специально построенной по этому случаю знаменитым британским изобретателем Магнусом Фольком.
Первые серийные летающие лодки компании F.B.A. оснащались ротативными моторами «Gnome» мощностью от 50 до 100 л.с. (37-75 кВт). Они отличались однореданными деревянными корпусами (лодками), обшивались фанерой и имели двухстоечные деревянные бипланные коробки с крыльями разного размаха, имевшими полотняную обшивку. Двигатель устанавливался между крыльями, он приводил во вращение толкающий воздушный винт. Самолеты пользовались успехом у частных покупателей, но командование французского флота не обращало никакого внимания на летающие лодки F.B.A. вплоть до начала Первой Мировой войны.
К началу 1915 года компания поставила морской авиации Великобритании и Франции несколько самолетов модели F.B.A. Type B, которая представляла собой усовершенствованный вариант летающей лодки F.B.A. «Leveque» c двигателем «Clerget 9B». Самолет имел складывающиеся крылья, что впоследствии стало характерной чертой самолетов компании «F.B.A.», а вскоре после него появилась модель с новым двигателем «Gnom Monosoupape» и улучшенными летными характеристиками, которая получила обозначение Type C. На последнюю поступили экспортные заказы, самолет также лицензионно выпускался за границей.
Экспериментальные самолеты компании «F.B.A.», построенные в рассматриваемый период, включали:
-один самолет Type C, оснащенный двумя ротативными двигателями;
-самолет Type C, отличавшийся усиленной носовой частью измененной формы и вооруженный 37-мм пушкой, размещенной в передней кабине;
-одноместный самолет с пушкой, имевший фюзеляж в виде типичной лодки и стандартное колесное шасси.
Компания проводила также испытания амфибийных вариантов всех основных типов своих самолетов. Следует отметить, что летающие лодки F.B.A. в годы Первой Мировой войны внесли огромный вклад в борьбу союзников с германскими подводными лодками.
Лучшей летающей лодкой, созданной фирмой, была F.B.A. Type Н. Лодка появилась в 1917 году. Она представляла собой значительно переработанную лодку «Левек». Модернизации подверглись корпус лодки, бипланная коробка и хвостовое оперение. Экипаж состоял из трех человек. В качестве силовой установки использовались двигатели «Clerget» или Hispano-Suiza 8Аа (150 л. с). Было значительно усилено вооружение: в носовой части лодки и в задней кабине позади винта размещались турельные пулеметные установки. Существовал так же вариант F.B.A. Type Н с 37-мм пушкой Hotchkiss.
Россия купила 30 машин типа С с двигателем «Gnom Monosoupape» (100 л.с.), еще 34 построили на заводе Лебедева. С 1915 года заменялась на летающие лодки М-5 Д.П.Григоровича.
ЛТХ:
Модификация: Type B
Размах крыла, м: 13,68
Длина, м: 8,00
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 33,50
Масса, кг
-пустого самолета: 535
-нормальная взлетная: 840
Тип двигателя: 1 х ПД Clerget 9B
-мощность, л.с.: 1 х 130
Максимальная скорость, км/ч: 105
Крейсерская скорость, км/ч: 92
Практическая дальность, км: 400
Практический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2-3
Вооружение: не предусматривалось, с началом войны ставились пулеметы «Максим» на шкворневой установке (позднее «Максим-А») или ружье-пулемет «Madsen». На специальные бомбодержатели вдоль бортов кабины могли подвешиваться небольшие бомбы. Как правило могли взять в полет до 30-45 кг бомб.
Летающая лодка FBA Type А в полете.
Летающая лодка FBA Type B.
Летающая лодка FBA Type С Бакинской офицерской школы морской авиации.
Летающая лодка FBA Type С Бакинской офицерской школы авиации.
FBA Type С в полете.
Летающая лодка FBA Type С.
Летающая лодка FBA Type С.
Летающая лодка FBA Type С.
Мичман Корольков на гидросамолете FBA Type С. База морской авиации на о.Эзель, 1916 г.
Эвакуация поврежденной летающей лодки FBA Type С на эсминце. 1915 г.
Спуск на воду летающей лодки FBA Type С с борта гидрокрейсера «Орлица». Балтийский флот, 1915 г.
Летающая лодка ФБА тип С постройки завода В.А.Лебедева. Подъем на борт гидрокрейсера «Орлица». Балтийский флот, 1915 г.
FBA Type S с двигателем «Hispano-Suiza V8».
Летающая лодка FBA Type С в авиамузее.
Летающая лодка FBA Type С в авиамузее.
FBA Type С авиации русского флота. Рисунок.
FBA Type B. Схема.
FBA Type Н. Схема.
.
.
Список источников:
de Agostini. Мировая Авиация. F.B.A. Летающие лодки 1913-1918 годов.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Сайт «Уголок неба». 2012 страница: «FBA A/B/C».