Управляемая ракета малой дальности Р-3Р (К-13Р, «изделие 320»).

Разработчик: ОКБ-134
Страна: СССР
Испытания: 1962-1966 гг.
Принятие на вооружение: 1967 г.

До начала Вьетнамской войны общая порочность чисто ракетного вооружения не была в полной мере прочувствована заказчиком, но наличие на самолетах фронтовой авиации только ракет с ТГС представлялось уже недостаточным. В соответствии с Постановлением 1962 года наряду с принятием на вооружение МиГ-21ПФ для очередной модернизации этого самолета поручалось создать вариант ракеты типа К-13 с полуактивной радиолокационной системой наведения — К-13Р. В соответствии с Решением ВПК 172 от 24 октября 1962 года новую ракету следовало представить на совместные испытания к концу следующего года.

Разработка головки самонаведения ПАРГ-13ВВ была поручена НИИ-648, а обеспечивающей подсветку цели самолетной РЛС «Сапфир-21» — НИИ-339. Взамен неконтактного оптического взрывателя НОВ-13К разрабатывался радиовзрыватель «Ястреб». Как обычно, наряду с боевым вариантом — «изделием 320» для отработки были изготовлены нештатные изделия — аэродинамические («321»), пусковые («322»), программные телеметрические («323»), телеметрические («324»). Отработка радиовзрывателя проводилась на ракетах К-13РВ — «изделиях 320Р».

Для обеспечения автономных испытаний К-13Р привлекался один из прототипов МиГ-21 — Е-7/3. Кроме того, для этих работ был переоборудован и МиГ-17ПФ. Первые баллистические пуски состоялись в 1963 году.

Еще в 1961 году было изготовлено 5 комплектов ГСН, началась их предварительная увязка с самолетной РЛС. В дальнейшем РЛС «Сапфир» был дооборудован МиГ-21ПФ № 76210725, на котором с сентября 1962 года по май 1963 года проводились заводские испытания. На горьковском заводе были выпущены два самолета новой модификации, в дальнейшем получившей обозначение МиГ-21С — № 95210101 и № 95210102.

МиГ-21ПФ № 76210725 13 мая 1963 года был представлен на совместные государственные испытания, а к концу года к нему присоединили МиГ-21С № 95210101, с которого уже успели выполнить 7 одиночных пусков телеметрических ракет. Однако по результатам неудачных пусков двух телеметрических и одной боевой ракеты выявилась необходимость внесения ряда доработок. Недостаточно отработана была и РЛС «Сапфир». По мнению сотрудников микояновской «фирмы», до установки на МиГ-21 ее следовало бы, как и другие станции, предварительно довести на летающей лаборатории — двухместном Як-25, более приспособленном для летной отработки радиолокаторов.

Процесс создания К-13Р дополнительно усложнялся тем, что впервые решалась задача создания «радийной» ГСН для ракеты, не стабилизируемой по крену.

Работы затянулись, так что выпускавшиеся в 1964-1968 годах самолеты в модификации МиГ-21ПФМ пришлось оснащать устаревающей РС-2УС, несколько доработав самолетную РЛС, получившую в этой модификации обозначение РП-21М.

Только во второй половине десятилетия РЛС «Сапфир-21» и ракету с полуактивной радиолокационной головкой ПАРГ-13 удалось довести. Совместные государственные испытания были завершены в 1966 году, и в сентябре 1967 года ракета и РЛС были приняты на вооружение под наименованиями Р-3Р и РП-22С. При практически тех же показателях досягаемости, что у Р-3С, «радийная» ракета была выполнена в заметно большей длине — 3,12 м и несколько увеличенной массе. Это объяснялось не только отсутствием задающего уровень американского натурного образца, но и достаточно объективными факторами. Другие советские ракеты в «радийном» исполнении тоже имели несколько большие длину и массу в сравнении с модификацией с ТГС.

Ракеты Р-3Р в сочетании с Р-3С стали штатным вооружением выпускавшихся в 1965-1968 годах МиГ-21С («тип 95»), на которых устанавливался локатор РП-22С, а также созданные как их развитие строившиеся в 1969-1974 годах самолеты МиГ-21СМ («тип 15») и МиГ-21СМТ («тип 50»). В соответствии со сложившейся в те годы практикой за рубеж экспортировался и выпускался в Индии внешне почти неотличимый вариант МиГ-21С — МиГ-21М, несший более старый локатор РП-21МА (на базе ЦД-30Т) и оснащенный РС-2УС взамен Р-3Р.

Ракеты Р-3Р подвешивались на внешней паре пусковых устройств АПУ-13У, а изделия с тепловыми ГСН — на внутренних.

Ракеты Р-3С и Р-3Р применялись и на последующих модификациях МиГ-21, в том числе начиная с 1970 года на МиГ-21МФ и на поставляемых за рубеж самолетах. Кроме того, еще в первой половине пятидесятых годов Р-3С стали внедрять на МиГ-19, причем не только на исходно ракетоносных перехватчиках МиГ-19ПМ, но и на других вариантах. Применительно к нашим ВВС эти доработки осуществили в 1963 году на опытном МиГ-19 (СМ-7/2Т) с АПУ-3С. Далее у нас МиГ-19 с ракетами Р-3С особого распространения не получили, но с успехом реализовались в авиации дружественных стран.

Ракеты Р-3С и Р-3Р стали также и основным вооружением первых серийных МиГов следующего поколения — МиГ-23С с РЛС «Сапфир-21». Разработка предназначенного для МиГ-23 комплекса вооружения с ракетами семейства К-23 и РЛС «Сапфир-23» отстала от работ по самолету-носителю.

Отметим, что судьба «радийного» варианта К-13 оказалась более счастливой в сравнении с американским аналогом — AIM-9C «Sidewinder», созданным чуть раньше, но выпущенным всего в тысяче экземпляров и не получившим дальнейшего развития. И это при том, что фирме «Motorola» удалось создать радиолокационную ГСН в габаритах, не превышающих исходную тепловую головку. Возможно, что ограниченное применение этого варианта американской ракеты определилось привязкой ГСН к бортовой РЛС AN/APQ-94, которая устанавливалась только на истребителях F-8 «Crusader», к концу шестидесятых годов устаревших и постепенно снимаемых с вооружения.

ТТХ:

Длина, м: 3,12
Диаметр, мм: 127
Размах, м: 0,528
Масса, кг: 83
БЧ: 11,3 кг, ОФ
Дальность пуска, м: 8000.

1.Ракета Р-3Р.

Ракета Р-3Р.

2.Р-3Р на пилоне МиГ-23

Ракета Р-3Р на пилоне МиГ-23.

3.Р-3. Схема.

Р-3. Схема.

4.Р-3Р. Схема.

Р-3Р. Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Р-13Р».