Тихонравов Михаил Клавдиевич (1900-1974).
Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире.
В 1919 году он добровольно вступил в Красную Армию. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.
В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 «Арап» (1923 г.), АВФ-22 «Змей Горыныч» (1925 г., совместно с В.С.Вахмистровым), «Жар-Птица» (1927 г., совместно с А.А.Дубровиным), «Гамаюн», «Скиф» (оба в 1928 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным), «Комсомольская Правда» («Жар-Птица-2», 1929 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным), «Скиф-2» (1931 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным).
Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.
В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.
С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 годах возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А.Г.Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302П» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.
В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.
31 декабря 1957 года в связи с созданием ракеты Р-7 и успешным запуском первого искусственного спутника Земли большой группе учёных и инженеров в Кремле вручались Ленинские премии. Среди них были и члены группы — М.К.Тихонравов, И.М.Яцунский, И.К.Бажинов и А.В.Брыков, которым премия была присуждена за обоснование возможности создания и запуска первого ИСЗ. Г.Ю.Максимову Ленинская премия была присуждена несколько позже — за участие в создании первых автоматических лунных аппаратов. И.К.Бажинов в своих воспоминаниях пишет о том, что «С.П.Королёв, представляя к награде Г.Ю.Максимова, безусловно, учитывал его большой вклад в работы группы М.К.Тихонравова».
М.К.Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда (указ не публиковался).
В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968 г.).
4 марта 1974 года Михаил Клавдиевич Тихонравов скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле установлен бюст.
Награды:
-золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда;
-два ордена Ленина;
-два ордена Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 2-й степени;
-медали.
-Ленинская премия.
М.К.Тихонравов. 1925 г.
К.Э.Циолковский и М.К.Тихонравов.
М.К.Тихонравов и С.П.Королев.
.
.
Список источников:
Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство «Советская энциклопедия» 1985 г.
Я.К.Голованов. Капля нашего мира. (О создателях Первого искусственного спутника Земли).