Экспериментальный истребитель «302П».

Разработчик: Костиков
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.0.302П

Самолет 302П — истребитель с необычной силовой установкой, состоявшей из одного разгонного ЖРД и двух ПВРД, нормальный свободнонесущий низкоплан по схеме. Под хвостовым оперением — ЖРД Л.С.Душкина РД-1400 тягой до 1400 кг; под крылом — два ПВРД конструкции В.С.Зуева. В носу фюзеляжа — две пушки ШВАК и две таких же — под кабиной летчика, а под крылом — выдвижная подвеска для двух PC (РС-82 или РС-132) или двух ФАБ-125.

Таким был самолет по проекту 1940 года, задуманный как первый в мире истребитель с составной реактивной группой. Его разрабатывала группа инженера М.К.Тихонравова под общим руководством А.Г.Костикова — в то время главного инженера РНИИ. Весной 1941 года проект был доложен и утвержден на техсовете института. После защиты проекта на комиссии ВВА А.Г.Костиков направил проект в НКАП, где 17-18 июля 1942 года он был утвержден на комиссии: С.А.Христианович, А.В.Чесалов, С.Н.Шишкин, В.И.Поликовский и др.

Во второй половине 1942 года А.Г.Костиков ознакомил с проектом К.Е.Ворошилова. В тот же день на приеме у Сталина проект «302» был утвержден, а сам Костиков был назначен Главным конструктором ОКБ-55 и директором опытного завода. Начальником ОКБ стал М.Р.Бисноват, заместителем — А.А.Андреев. Для расчетов на прочность пригласили В.Д.Яровицкого, а аэродинамическими расчетами ведал М.К.Тихонравов.

К весне 1943 года выявилось отставание от графика с выпуском ПВРД Зуева — они были закончены лишь в виде моделей в половину натуральной величины и полных испытаний не проходили. ЖРД Душкина Д-1-А тягой 1100 кгс с дополнительной камерой 450 кгс еще не был готов и только начал огневые испытания.

В виде планера ракетный перехватчик, получивший обозначение «302П», в конце августа 1943 года поступил на испытания в ЛИИ. Там он был всесторонне изучен в нескольких десятках полетов на буксире за Ту-2 и Б-25. По летной оценке С.Н.Анохина, самолет «302П» был исключительно устойчив и управляем по всем осям, хорошо скользил, выполнял «бочки», был прост на посадке после отцепки от буксировщика. М.Л.Галлай, бывший на «302П» в облете, называл машину «эталоном». Подобную оценку давал второй летчик облета Б.Н.Кудрин и ведущий инженер по испытаниям В.Н.Елагин. Установленная на испытаниях посадочная скорость 115- 120 км/ч отвечала нормальному режиму посадки перехватчика. Во время продувок в трубе Т-104 ЦАГИ было достигнуто аэродинамическое качество К=15.

Конструкция самолета деревянная, крыло (профили RAF-34 15 % в корне и NACA-230 8 % на концах) и оперение — с фанерной обшивкой, фюзеляж — монокок. Выполнен был самолет очень чисто и был приятен в пилотировании. Шасси убиралось гидросистемой.

Первый вариант силовой установки (ЖРД и 2ПВРД) предполагал наибольшую скорость «302» — 900 км/ч, потолок — 9000 м и время его набора — 2 мин.

В 1944 году государственная комиссия возглавляемая А.С.Яковлевым приняла решение отказаться от производства самолета 302П. Однако работы над самолетом не пропали даром — некоторые конструктивные решения фюзеляжа и аэродинамические тесты использовал С.М.Алексеев при конструировании истребителей И-211 и И-215.

ЛТХ:

Модификация: «302П»
Размах крыла, м: 9,55
Длина, м: 8,77
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 14,80
Масса, кг
-пустого самолета: 1856
-максимальная взлетная: 3358
Тип двигателя: 1 х ЖРД РД-1400
Тяга, кгс: 1 х 1400
Максимальная скорость, км/ч: 900
Дальность полета, км: 100
Практический потолок, м: 1800
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 4 х 20-мм пушки ШВАК; 2 х PC (РС-82 или РС-132) или 2 х ФАБ-125.

1.Истребитель 302П.

Экспериментальный истребитель «302П».

2.Истребитель 302П.

Экспериментальный истребитель «302П».

3.Самолет 302П на нивелировании. 2

Испытания самолета «302П» в аэродинамической трубе.

4.Самолет 302П на нивелировании.

Испытания самолета «302П» в аэродинамической трубе.

5.Макет самолета 302 с ЖРД и двумя ПВРД.

Самолет «302» с ЖРД и двумя ПВРД.

6.302П. Схема.

302П. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Костиков 302П».