Поршневой авиационный двигатель М-23 (НАМИ-65).
Разработчик: НАМИ (В.А.Доллежаль)
Страна: СССР
Постройка и испытания: 1930 г.
В 1930 году в НАМИ под руководством В.А.Доллежаля на базе пяти-цилиндрового двигателя М-12 (НАМИ-100) был создан маломощный мотор М-23 (НАМИ-65), трех-цилиндровый, мощностью 65-75 л.с. Его первый экземпляр в июле 1930 года прошел испытания на земле на самолете АИР-3 — сначала на фюзеляже без крыла, затем с установленным крылом. В сентябре закончились летные испытания. Мотор работал спокойно, без тряски. Скорость АИР-3 возросла до 165 км/ч, против 146 км/ч с двигателем «Walter». 13 сентября летчик-испытатель Ю.И.Пионтковский с уменьшенным запасом топлива — на 2,5 часа — сумел за 45 минут подняться на 5110 м, после чего из-за сильного мороза — 18°С был вынужден пойти на снижение, не достигнув потолка.
В руководстве ОСОАВИАХИМа считали, что в нашей легкомоторной авиации еще не было такого яркого успеха, как выпуск отечественного самолета с отечественным двигателем. Поэтому в июле 1931 года двигатель М-23 установили на АИР-2, а позднее и на АИР-4, который успешно прошел государственные испытания. В 1932 году были выполнены рабочие чертежи для серийного выпуска самолета АИР-4 с двигателем М-23. Школе ФЗУ завода № 24 поручили изготовить серию в 30 моторов М-23 для этого самолета. Предполагалось в 1933 году конструктивно довести АИР-4 с М-23, превратив его в учебно-тренировочную машину. ОСОАВИАХИМ запланировал на вторую пятилетку непрерывное увеличение количества АИР-4 с М-23 — с пяти самолетов в 1933 году до 276 в 1937 году и решил ассигновать на эту программу 3,7 млн. рублей.
Тем не менее двигатель М-23 в серию так и не пошел, что повлияло и на дальнейшую судьбу самолетов, для которых он предназначался. А это были не только АИРы А.С.Яковлева, но и самолеты А.Н.Грацианского, В.К.Грибовского, А.С.Москалева. Неспособность ОСОАВИАХИМа и авиационной промышленности наладить производство маломощных моторов привела к тому, что ни одна даже самая удачная отечественная авиетка не выпускалась тогда большой серией. Поставлять для них в больших количествах импортные, оплачиваемые валютой моторы, было немыслимо.
Двигатель М-23. Музей ВВС Монино.
Самолет АИР-2 с двигателем М-23
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Ю.Засыпнин, К.Удалов. Самолеты АИР.