Ю.И.Пионтковский.Пионтковский Юлиан Иванович (1896-1940).

Летчик-испытатель.

Родился 13 (25) февраля 1896 года в Киеве.
В 1911 году окончил городское училище, в 1914 году — ремесленное техническое училище.
В Русской Императорской Армии с 1915 года. Участник Первой Мировой войны.
В 1916 году окончил школу авиамотористов.
В 1919 году закончил Московскую авиационную школу.
Во время Гражданской войны:
— июль 1919 года — январь 1920 года — лётчик, командир звена 19-го авиаотряда (Западный фронт),
— январь-апрель 1920 года — лётчик 31-го авиаотряда (Западный фронт),
— апрель-август 1920 года — лётчик 18-го авиаотряда (Юго-Западный фронт),
— август-октябрь 1920 года — лётчик 14-го авиаотряда (Юго-Западный фронт).
После Гражданской войны продолжал службу в строевых частях ВВС.
В 1923-1924 годах — лётчик тренировочной авиаэскадрильи Управления ВВС (г. Москва).
В августе 1924 года — январе 1925 года — лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы.
В январе-мае 1925 года — лётчик-инструктор Серпуховской авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания.
В 1925-1927 годах — лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (в ноябре 1926 года — октябре 1927 года — начальник лётного отделения ВВА).
С 1931 года — летчик-испытатель завода № 39. Испытал АИР-2С (1931 г.), ТШ-1 (1931 г.), ТШ-2 (1932 г.), Провел испытания головного ТБ-3 авиазавода № 39 (07.12.1932 г.), ДИ-4 (04.01.1933 г.), АИР-8 (август 1933 г.), ЛР (ЦКБ-1) (27.01.1934 г.), АИР-9 (02.10.1934 г.), БИЧ-14 (декабрь 1934 г.), «Сталь-МАИ» (1934 г.), АИР-9бис (1935 г.), АИР-10 (11.07.1935 г.), АИР-12 (27.07.1936 г.), АИР-11 (1936 г.).
Испытывал серийные ТБ-3 (1932-1933 гг.), И-Z (1933 г.), И-15, И-16.
С ноября 1936 года — летчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева.
Весной 1937 года провел испытания ТБ-3 с дизельными двигателями АН-1.
Получил известность как летчик-испытатель всех опытных самолетов ОКБ А.С.Яковлева, от АИР-1 (в 1927 году) до И-26 (в 1940 году). В испытательных полетах проявлял исключительное мастерство, выдержку, мужество. Установил три мировых рекорда, в том числе первые советские мировые рекорды дальности и продолжительности полета — 19 июля 1927 года на АИР-1 (перелёт Севастополь — Москва; 1420 км за 15 часов 30 минут). С большим успехом участвовал в перелетах легкомоторных самолетов в 1927-м, 1930-м, 1935-м, 1936-м годах.
Освоил 300 типов самолетов.

Погиб 27 апреля 1940 года при испытании истребителя И-26 (прототипа будущего Як-1).

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды:
-орден Ленина;
-орден Красной Звезды;
-медали.

Ю.И.Пионтковский возле самолета АИР-1.

Ю.И.Пионтковский возле самолета АИР-1.

Исп. АИР-3 с дв. М-23. Сл. на пр. А.С.Яковлев Ю.И.Пионтковский В.А.Доллежаль Пашков. Сент. 1930 г.

Испытания самолета АИР-3 с двигателем М-23. Слева на право: А.С.Яковлев, Ю.И.Пионтковский, В.А.Доллежаль, Пашков. Сентябрь 1930 г.

Ю.И.Пионтковский возле самолета АИР-10.

Ю.И.Пионтковский возле самолета АИР-10.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950).
Энциклопедия испытателей (http://www.testpilot.ru).