Двухместный истребитель ДИ-4.

Разработчик: П.Ришар, А.Лавиль
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.di-4

В ходе летных испытаний на Центральном аэродроме Москвы этот самолет заметно выделялся среди прочих, можно было подумать, что это некий аппарат иностранной постройки. В сущности, так оно и было на самом деле: дело в том, что в Советском Союзе и конце 1920-х — начале 1930-х годов ощущался недостаток высококвалифицированных конструкторов, поэтому их неоднократно приглашали из-за рубежа. Таким образом оказался в 1928 году в Москве и французский авиаконструктор Поль Эме Ришар. Известно, что как конструктор он был достаточно известен у себя на родине, однако больших удач не имел. После того как крупный самолет его конструкции потерпел аварию. Ришар вознамерился искать счастья в Аргентине. Именно в этот момент, в середине 1927 года, представители СССР дали понять французу, что его услуги могут быть востребованы в Москве.

Ришар прибыл с десятью сотрудниками, большинство из которых наивно надеялось строить самолеты по своим проектам. Конструкторское бюро, получившее наименование ОПО-4, поместили па территории завода № 28 на Красной Пресне. Действительность оказалась гораздо более прозаичной, чем ожидали французы, поэтому уже в октябре 1928 года из приехавших осталось только трое: сам Ришар, зав. секцией плазов Ожэ и зав. общих видов Лавиль.

В январе 1930 года в перечне работ ОПО-4 среди прочего значился двухместный истребитель. Разработка машины началась уже после того, как Ришар покинул Союз: из приехавших специалистов оставался только Анри Лавиль. По свидетельству современников, он являлся открытым и приветливым человеком, усвоив русский язык, конструктор быстро утвердился в своей роли, несмотря на совсем непростые условия работы в Советском Союзе. Группа Лавиля, в которую вошли другие бывшие сотрудники ОПО-4 С.А.Лавочкин, С.Н.Люшин, Л.С.Каменномостский, Фельснер, начала работать в рамках бюро новых конструкций (ВПК) па территории завода № 39.

Тактико-технические требования на двухместный истребитель ДИ-4 были определены в мае 1930 года. Самолет создавался под впечатлением проходящего испытания немецкого К-47, поэтому подразумевалось, что и отечественный истребитель должен продемонстрировать не худшие показатели. В качестве силовой установки планировалось использовать новый двигатель М-34 мощностью 760 л.с. Самолет с этим мотором должен был иметь следующие характеристики:
-скорость на высоте 3000 м: не менее 300-320 км/ч;
-практический потолок: не менее 8000 м;
-время набора высоты 5000 м: 10-12 мин;
-дальность: 900-1000 км;
-полезная нагрузка: 410 кг;
-оборонительное вооружение: 2 пулемета ДА на ТУР-7.

В качестве наступательного вооружения предполагалась установить пушку калибром 20-30 мм, но это требование скоро сняли.

Спустя несколько месяцев после начала работ для самолета выбрали новый двигатель — американский Curtiss V-1570 «Conqueror» мощностью 700 л.с. Именно с этим двигателем во второй половине 1930 года началось изготовление ДИ-4. Полноразмерный макет самолета рассмотрели и утвердили 17 сентября 1930 года.

ДИ-4 был выполнен по схеме подкосиного высокоплана, в котором подкосы опирались на элементы шасси. Такая схема получила распространение именно во Франции во 2-й половине 1920-х годов. Конструкция — цельнометаллическая, в основном дюралевая. Обшивка гладкая, тонкая, с редкими подкреплениями, что при недостатке опыта изготовления приводило к появлению хлопупов и неровностей. Крыло спроектировано в виде «чайки» для улучшения обзора из кабины пилота; ребра нервюр снаружи. Топливо размешалось в двух фюзеляжных баках общей емкостью 230 кг. Вооружение состояло из 4-х синхронных пулеметов ПВ-1 и одного кормового пулемета ДА на шкворневой установке. В противоположность обычной практике изготовление ДИ-4 длилось достаточно долго: сказывалась новизна конструкции и необходимость освоения технологии гладких металлических обшивок. В конце 1932 года самолет был построен и в начале 1933 года начались его испытания. После проведения заводских испытаний и ряда усовершенствований 5 мая машину доставили с завода № 39 на Центральный аэродром, а 7 мая перегнали в Щелково, на аэродром НИИ ВВС. Государственные испытания велись в период с 8-го по 22 мая 1933 года.

Было признано, что ДИ-4 построен по устаревшей схеме (крепящиеся на шасси подкосы), отмечалось, что само шасси очень сложное и неудобное в обслуживании. Значительным недостатком виделся большой вес конструкции, а кроме того, нарекания вызвало и крыло: сделанное в виде «чайки» для улучшения обзора, оно на самом деле не обнаружило этого преимущества по причине использованного толстого профиля. Самолет с трудом входил в штопор, однако прекрасно из него выходил; в остальном летные качества оценивались как невысокие.

В дальнейшем намечалось использовать вместо двигателя Curtiss V-1570 «Conqueror» отечественный М-32. Однако после того как выяснилось, что переделки при этом потребуются весьма и весьма существенные, совершенствование машины решили не продолжать и от ее серийного производства отказаться. Опытный экземпляр оставили в НИИ ВВС, где начиная с июля 1934 года, ДИ-4 использовался в испытательных полетах для сравнения характеристик других опытных истребителей.

ЛТХ:

Тип: ДИ-4
Размах крыла, м: 13,36
Длинна, м: 8,50
Площадь крыла, кв.м: 23,90
Хорда крыла, м: 2,0
Вес пустого, кг: 1441,0
Полётный вес, кг: 1949,0
Тип двигателя: 1 х ПД Curtiss V-1570 «Conqueror»
-мощность, л.с.: 1 х 700
Скорость макс.Н=0, км/ч: 266
Скорость макс.Н=3000, км/ч: 248,7
Скорость макс.Н=5000, км/ч: 237,0
Время набора высоты 3000 м, мин: 7,4
Время набора высоты 5000 м, мин: 17,0
Практический потолок, м: 6440
Время виража на 100 м, сек.: 15,0.

1.Опытный двухместный истребитель ДИ-4.

Опытный двухместный истребитель ДИ-4.

2.Двухместный истребитель ДИ-4.

Двухместный истребитель ДИ-4.

2а.ДИ-4. Вид спереди.

Двухместный истребитель ДИ-4. Вид спереди.

3.Истребитель ДИ-4. Вид сзади.

Двухместный истребитель ДИ-4. Вид сзади.

4.ДИ-4 на испытаниях. 1933 г.

Двухместный истребитель ДИ-4 на испытаниях. 1933 г.

4а.ДИ-4 на стоянке.

Двухместный истребитель ДИ-4.

5.ДИ-4. Схема 1.

ДИ-4. Схема 1.

6.ДИ-4. Схема 2.

ДИ-4. Схема 2.

7.ДИ-4. Схема 3.

ДИ-4. Схема 3.

8.ДИ-4. Схема 4.

ДИ-4. Схема 4.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
М-Хобби. Михаил Маслов. Двухместные истребители.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.