Писаренко Виктор Осипович (1897-1931).
Лётчик-испытатель, участник перелётов, авиаконструктор.
Родился в 1897 году.
Участник Гражданской войны на стороне советской власти.
В начале 1920-х годов работал инструктором в Качинской авиашколе.
В 1923 году в мастерских авиашколы изготовил самолёт собственной конструкции, названый ВОП-1. 27 ноября 1923 года совершил первый полёт на построенном самолёте и провёл его испытания.
Далее Виктор Осипович стал инструктором в Серпуховской школе стрельбы и бомбометания (Стрельбом). После перехода в Серпуховскую школу стрельбы и бомбометания Писаренко сконструировал и также с помощью курсантов в 1925 году построил второй самолет — ВОП-Т (тренировочный). Самолёт был испытан самим Писаренко. Демонстрируя на Центральном аэродроме в Москве возможности своего самолета, Писаренко выполнил на нем все фигуры высшего пилотажа. После этого В.О.Писаренко была дана возможность проектировать учебный самолет на средства УВВС. Он начал эту работу, но появление самолета У-2 сделало ее излишней.
С 1925 года распоряжением начальника ВВС П.И.Баранова. Писаренко переведён на лётно-испытательскую работу в НИИ ВВС, где участвовал в испытаниях самолётов: И-4 (АНТ-5) — 1927 год; И-7 (Хейнкель HD-37) — 1928 год; Р-5, — 1929 год; Р-7 (АНТ-10) — 1930 год.
27 июля по 9 августа 1926 года (с летнабом Б.В.Стерлиговым) совершил перелёт по маршруту: Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Севастополь — Киев — Москва, протяжённостью 3000 км.
20 июля 1928 года при испытании в НИИ ВВС истребителя Хейнкель HD-37 на штопор, самолет перешел в плоский штопор и Писаренко не удалось его вывести. Он долго не мог покинуть штопорящую машину, а выпрыгнув, из-за близости падающего самолета, не сразу раскрыл парашют и при приземлении сломал ногу.
21 июля 1929 года Я.И.Алкснис и В.О.Писаренко на Р-5 выполнили беспосадочный перелёт Москва — Севастополь, протяжённостью 1276 км за 5 час. 30 мин.
С сентября 1930 года Виктор Осипович перешёл на работу в лётную инспекцию ВВС.
9 сентября 1931 года экипаж самолёта Р-5 в составе В.О.Писаренко и П.Х.Межераупа выполнял инспекционный полёт в тяжёлых атмосферных условиях. В районе Брянска в тумане Р-5 зацепил верхушки деревьев. В результате катастрофы, оба лётчика погибли.
Похоронен в колумбарии Донского кладбища.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
И.И.Родионов. Хронология авиации.
И.И.Шелест. Лечу за мечтой.