Степанчонок Василий АндреевичСтепанчонок Василий Андреевич (1901-1943).

Летчик-испытатель, полковник.

Родился 4 апреля 1901 года. Его родители долго жили и работали на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в Харбине.

В августе 1915 года Василий поступил в Хабаровское техническое железнодорожное училище и после его окончания в апреле 1918 года стал работать на КВЖД ремонтником путей.
Участник Гражданской войны. Воевал в партизанском отряде, участвовал в боях за взятие города Никольск-Уссурийска в январе 1920 года. Весной этого же года принял участие в бою с японцами у города Спасска-Приморского на бронепоезде «Освободитель». После Гражданской войны снова вернулся на КВЖД.
В 1923 году Степанчонок вступил в ряды Красной армии.
В 1924 году окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу лётчиков.
В 1925 году окончил Борисоглебскую школу военных лётчиков.
В 1926 году окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
С 1926 года Степанчонок был лётчиком-инструктором и командиром звена Качинской школы военных лётчиков.
С 1930 года — командир звена Луганской школы военных лётчиков им. Пролетариата Донбасса.
С 1931 года Василий Андреевич находился на летно-испытательной работе в НИИ ВВС СССР. Проводил заводские и государственные испытания самолетов и планеров: И-5, Г-63, И-15, И-16, ИП-1, ДИ-6, Г-23, ДБ-3, И-26 (Як-1), И-301 (ЛаГГ-1), ДБ-3Ф, УТИ-26 (Як-7), Пе-3. Участвовал в испытании «Звена Вахмистрова». Был участником пилотажной группы «Красная пятерка».
В июне 1936 года Степанчонок был в своей первой загранкомандировке в Бельгии и Англии. Осенью этого же года вновь находился в Бельгии и Англии, где в Лондоне показал свой высокий класс в демонстрационных полетах на аэродроме в Хендоне.
В 1937-1938 годах находился в командировке во Франции и США, подробности этих поездок неизвестны.

Погиб, Василий Андреевич Степанчонок, 5 апреля 1943 года в испытательном полёте на И-185 конструкции Н.Н.Поликарпова. Это был 3 полет Василия Андреевича на И-185. Заходя на посадку на Центральном аэродроме он, то ли из-за ошибки в расчете, то ли по другой причине, решил уйти на второй круг. В это время мотор забарахлил… По словам летчика П.Е.Логинова, имелась полная возможность совершить посадку в пределах аэродрома, но Степанченок продолжил набор высоты… Над заводом № 51 он выполнил второй разворот, над заводом № 1 — третий, и тут М-71 полностью отказал… Василий Андреевич накренил самолет вправо, затем влево, решая, куда сесть. Высота была мала, и он начал планировать между двумя параллельно расположенными корпусами, но впереди, перпендикулярно курсу, находился сборочный цех. Высоты «перепрыгнуть» его не хватало, и Степанченок направил самолет в окно… Крылья были срезаны, смягчая удар, но фюзеляж врезался в стапель… Один человек погиб, шестеро было ранено. Летчик скончался через час.
В акте по этой катастрофе виновными были названы агрегатный завод (под седлом клапана карбюратора нашли медную контровочную проволоку, из-за чего мотор работал с перебоями, а потом отказал) и сам Степанчонок. 8 апреля в колумбарии Новодевичьего кладбища в «секторе Моссовета».

Так отзывался о Василии Степанчонке Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза С.Н.Анохин:
«…Тридцать лет назад «инженерию» летчики знали неважно. Допотопная техника порождала другие требования, и в первую очередь смелость и пилотажное мастерство. Особенно славился этим Василий Андреевич Степанчонок. Честное слово, его умение водить самолет было на уровне хореографического таланта Майи Плисецкой. В почерке полета Степанченка, как и в волшебном танце Плисецкой, всегда был элемент героического. Именно Степанченок первым в мире сделал на планере «Красная звезда» три мертвые петли. В моей жизни он сыграл громадную роль. Не будь Степанченка, может и не стал бы я испытателем. Василий Андреевич первый предложил мне заняться испытательной работой: ведь кто-то должен был испытывать планеры, привозимые на коктебельские слёты…»

Награды:
-орден Боевого Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 2-й степени;
-два ордена Красной Звезды;
-медали.

В.А.Степанчонок и В.К.Грибовский у планера Г-9.

В.А.Степанчонок и В.К.Грибовский у планера Г-9.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950).
Ю.Гугля. И-180, И-185 — последние истребители Поликарпова.