Управляемая ракета малой дальности Р-60.
Разработчик: ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне — НПО «Молния»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1968 г.
Начало испытаний: 1971 г.
Принятие на вооружение: 1973 г.
К концу шестидесятых годов в СССР, США и Франции практически одновременно сформировалось представление о необходимости разработки малогабаритных ракет, специально предназначенных для применения в ближнем маневренном бою. От них не требовалась большая дальность пусков, что позволяло выполнить ракеты в малых массах и габаритах, разместив на борту носителя не два-четыре «изделия», а многократно больший ракетный боекомплект. Таким образом, как по зоне поражения, так и по возможности неоднократной атаки цели в тактическом отношении новые ракеты были ближе не к своим предшественницам, а к традиционному пушечному вооружению.
К этому времени в нашей стране уже была создана относительно миниатюрная зенитная ракета 9М31 для самоходного комплекса ПВО Сухопутных войск «Стрела-1». Ракета была в полтора раза короче и почти втрое легче К-13А, что в значительной мере достигалось за счет применения легкой боевой части, без малого вчетверо меньшей по массе. Разработку новой ракеты «воздух-воздух» ближнего действия К-60 предполагалось провести на базе 9М31.
Однако по ряду свойств 9М31 явно не отвечала требованиям к эффективному авиационному вооружению. Эта зенитная ракета оснащалась фотоконтрастной головкой самонаведения, успешно работающей только по целям в верхней полусфере. Кроме того, ближний воздушный бой крайне затруднял прицеливание корпусом ракеты — в этих условиях ГСН должна была наводиться в соответствии с целеуказанием от бортовых систем носителя. Энергетика двигателя ракеты 9М31 обеспечивала поражение только околозвуковых целей.
Что не менее важно, разработку К-60 поручили не создателям ракеты 9М31 — коллективу КБТМ Миноборонпрома во главе с А.Э.Нудельманом, а ПКПК (бывшему ОКБ-4) Минавиапрома. Наряду с главным конструктором М.Р.Бисноват и его первым заместителем В.И.Елагиным разработкой руководили А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. В результате, несмотря на все преимущества унификации, к концу разработки К-60 унаследовала от «Стрелы-1» только калибр — 120 мм и размерности боевой части, а ее стартовая масса в полтора раза превысила массу 9М31.
В 1969 году подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 году начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 году начаты пуски ракет — на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт № 117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням), так же в 1971 году к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№ 602 и 605), а с 1972 года добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 года. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 году и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 году в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).
18 декабря 1973 года ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 года по 1991 год на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 года производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г. Ижевск) и московским заводом «Коммунар» (ныне — «Дукс»).
Конструкция.
Аэродинамическая схема — «утка», крыло оснащено роллеронами, аэродинамические рули вместе с дестабилизаторами находятся в носовой части ракеты. Ракета создавалась по образу и подобию ЗУР 9М31 ЗРК 9К31 «Стрела-1», но от ракеты-прародительницы унаследовала только калибр (120 мм) и размерности боевой части. Дестабилизаторы установлены для спрямления набегающего воздушного потока с целью повышения эффективности аэродинамических рулей на больших углах атаки. Дестабилизаторы закреплялись на наружной поверхности корпуса ГСН.
Корпус ракеты включает в себя несколько отсеков (начиная с носовой части):
— ГСН;
— боевая часть;
— отсек с предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ), рулевыми машинками и автопилотом;
— источник электропитания — два электрогенератора, работающих от турбины, приводимой в движение продуктами сгорания порохового аккумулятора давления;
— двигатель ПРД-259, крылья.
Стыковка отсеков осуществляется байонетным соединением, за исключением первого отсека — ГСН, которая крепится посредством фланцевого соединения. Ракета поставляется в войска полностью собранной, в гермочехле и деревянной таре, защищающей от механических повреждений.
Система управления и наведения:
Р-60 — ИК ГСН ОГС-60ТИ «Комар» разработки ПО «Арсенал» (г. Киев, главный конструктор — С.П.Алексеенко) с неохлаждаемым фотоэлементом и малоинерциальным гиростабилизатором, который обеспечивал отработку углов целеуказания до 12° по информации, поступающей от бортовой прицельной системы самолета. Разработка ГСН начата ПО «Арсенал» в 1968 году. Серийное производство велось НПК «Прогресс».
Угол целеуказания — сектор 24°.
Угол мгновенного поля зрения ГСН — 5°.
Угол пеленга — ±45°.
Скорость автосопровождения цели ГСН — 30-35°/с в пределах угла пеленга ±20°.
Боевая часть стержневого типа расположена во втором отсеке. Неконтактный подрыв обеспечивает нанесение ущерба цели в пределах радиуса поражения 2,5 м (по расчетам, в технической литературе, берется примерно 20 радиусов поражающих элементов); уверенное уничтожение достигается при прямом попадании. Поражение методом реза — стержнями. Готовые поражающие элементы изготавливались из вольфрамовой проволоки.
Твердотопливный двигатель ПРД-259 расположен в кормовом, пятом от начала отсеке ракеты и имеет переменную во времени диаграмму тяги с более мощным стартовым импульсом. Время работы двигателя — 3-5 секунд.
Носители:
Р-60 — применялась на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25 и Як-38.
Модификации:
— Р-60, К-60, «изделие 62» — базовая модель ракеты.
— Р-60К — экспортный вариант.
— Р-63 — в некоторых источниках под таким названием упоминается ракета Р-60 для Су-24.
— Р-60М, «изделие 62М» — модернизированный вариант. Разработка начата в конце 1973 года или в начале 1974 года. Ракета принята на вооружение в 1982 году. На ракете используется модернизированная ГСН «Комар-М» с охлаждаемым датчиком. Так же ракета отличается от базовой модели чуть большей длиной отсека с боевой частью и обозначением «излучение» на боевой части.
— Р-60МК — экспортный вариант ракеты Р-60М.
— Р-60М, «изделие 62В» — вертолетный вариант ракеты Р-60М.
— УЗР-60Т — учебно-записывающая с регистратором — имитатор ракеты, используется в учебных целях.
ТТХ:
Ракета Р-60М на узле подвески ПУ-62-1.
Ракета Р-60М под крылом МиГ-31.
Ракета Р-60М под крылом МиГ-31.
Ракеты Р-60М на двойном узле подвески ПУ-62-2 под крылом МиГ-31.
Ракета Р-60М на Ми-8, перед вылетом на перехват малоскоростной цели, Афганистан, Кандагар. 1987 г.
Вертолет Ми-24П с ракетами Р-60М перед вылетом, Афганистан, Баграм, 1987 г.
Пуск ракеты Р-60МК с самолета Hawk Mk.51 ВВС Финляндии.
Ракеты Р-60 в экспозиции музея Вадима Задорожного.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
В.И.Бузанов. КП «ЦКБ «Арсенал» — совершенствование и создание нового оптико-электронного авиационного оборудования.