Истребитель И-16 тип 10.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.

Вслед за И-16 тип 6 появилась модификация с двумя синхронными пулеметами ШКАС, установленными в верхней части фюзеляжа. Этот четырехпулеметный И-16, обозначенный как тип 10, в Испании стал называться «Супер Моска» или просто «Супер». Срочность заказа привела к тому, что этот тип продолжал дорабатываться в процессе серийной постройки и в окончательном виде с форсированным двигателем М-25В, посадочными щитками и убираемыми лыжами, проходил государственные испытания в НИИ ВВС только в феврале 1939 года.

В Испанию тип 10 поступил впервые в марте 1938 года в количестве 31 экземпляра. В течение лета поступило еще 90 таких четырехпулеметных машин. Эти самолеты участвовали в воздушных сражениях в течение лета-осени 1938 года. В этот период в Испанию попали 24 «контрабандных» американских высотных двигателя Wright «Cyclone» F-54. Этими двигателями оснастили самолеты эскадрильи № 4, состоящей из 12-ти И-16 тип 10, которой командовал один из самых результативных испанских пилотов Антонио Ариас. «Суперы», оснащенные двигателем, который развивал максимальную мощность на 7000 метрах, получили прекрасную возможность отыграться на немецких истребителях Bf.109. Нужно сказать, что уже первые боевые столкновения И-16 и Bf.109 весной 1937 года показали приблизительно равные возможности этих машин. Однако так продолжалось лишь до 3-х километровой высоты, где мощность двигателя И-16 начинала падать, а двигатель Bf.109 сохранял мощность до подъема на высоту 5000 метров. Данное преимущество позволяло пилотам «Мессершмиттов» практически всегда занимать более выгодную позицию.

Этот самолет явился крупной модификацией И-16 после трех лет серийного выпуска и имел следующие основные отличия:
-поставлен двигатель М-25В увеличенной мощности;
-вооружение дополнилось двумя верхними синхронными пулеметами «ШКАС», заключенными в выступающие обтекатели;
-сдвижной фонарь заменен неподвижным козырьком с каркасом из нержавеющей стали;
-оптический прицел ОП-1 (копия британского прицела «Aldis») заменен на коллиматорный прицел ПАК-1 (копия французского прицела «Claire»).

Планер самолета подвергся значительным изменениям. Зашивка консоли крыла дюралем увеличена до 44,5% сверху и до 14,5% снизу. Количество нервюр на верхней поверхности крыла увеличено.

Убран механизм зависания элеронов. Уменьшение посадочной скорости достигается установкой посадочных щитков. В связи с этим, размах элеронов уменьшился. Большая часть самолетов тип 10 выпускалась с посадочными щитками, открываемыми при помощи воздушной системы. Начиная с весны 1939 года, с самолета №102175 ставится механический выпуск посадочных щитков.

Усиление планера самолета в соответствии с нормами прочности 1937 года коснулось усиления управления самолетом. Поставлена новая, более прочная ручка управления.

Изменена маслосистема, поставлен маслорадиатор диаметром 6 дюймов. В связи с этим в нижней части капота появился подводящий патрубок скоростного напора для охлаждения радиатора.

ЛТХ:

Модификация: И-16 тип 10
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 6,07
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1327
-взлетная: 1716
Тип двигателя: 1 х ПД М-25
-мощность, л.с.: 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 398
-на высоте: 448
Практическая дальность, км: 525
Cкороподъемность, м/мин: 882
Практический потолок, м: 8470
Экипаж: 1
Вооружение: 4 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

1.И-16 тип 10 АННОТАЦИЯ 3

Истребитель И-16 тип 10 из 70-го истребительного авиаполка во время боев на Халхин-Голе. Июль 19З9 года.

2.И-16 тип 10 на лыжном шасси.

Истребитель И-16 тип 10 на лыжном шасси.

2а.И-16 тип 10 на лыжном шасси.

Истребитель И-16 тип 10 на лыжном шасси.

3.И-16 тип 10 авиации ВМФ.

Истребитель И-16 тип 10 авиации ВМФ.

4.И-16 тип 10 на аэродроме. АННОТАЦИЯ

Командир эскадрильи 7-го истребительного авиаполка Федор Иванович Шинкаренко (1913-1994, третий справа) с товарищами у истребителя И-16 тип 10 на аэродроме. На фото слева направо: младший лейтенант Б.С.Кульбацкий, лейтенант П.А.Покрышев, капитан М.М.Кидалинский, старший лейтенант Ф.И.Шинкаренко и младший лейтенант М.В.Борисов.

6.И-16 тип 10. Монголия 1939 г.

Истребитель И-16 тип 10. Монголия 1939 г.

7....

Истребитель И-16 тип 10 из 1 эскадрильи 70 ИАП после аварийной посадки в р-не Баин-Тумен.

8.АННОТАЦИЯ 4

Советские летчики играют в домино у истребителя И-16 на монгольском аэродроме Тамсаг-Булак. 1939 г.

9.И-16 тип 10 АННОТАЦИЯ 2

Группа советских летчиков в летном обмундировании (кожаные регланы, шлемы и очки) на фоне самолета-истребителя И-16 тип 10, стоящего в степи. Слева направо: лейтенанты И.В.Шпаковский, М.В.Кадников, А.П.Павленко, капитан И.Ф.Подгорный, лейтенанты Л.Ф.Лычев, П.И.Спирин. Аэродром в районе реки Халхин-Гол.

10.Респуб.пилоты у И-16 тип 10 Моска

Республиканские пилоты у И-16 тип 10 «Супермоска».

11..

Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

12..

Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

13..

Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

14..

Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

15..

Запуск двигателя на И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

17.И-16 тип 10. Китай.

Истребитель И-16 тип 10 ВВС Китая.

20.Приборная панель пилота И-16 тип 10

Приборная панель пилота И-16 тип 10.

21.И-16 тип 10 ВВС РККА. Рисунок.

И-16 тип 10 ВВС РККА. Рисунок.

23.И-16 тип 10 республ. ВВС. Рисунок. 2

И-16 Тип 10 ВВС республиканской Испании. Рисунок.

25.И-16 тип 10 ВВС Гоминьдана. 2 Рисунок.

И-16 тип 10 ВВС Гоминьдана. Вид сверху. Рисунок 1.

26..

И-16 тип 10 ВВС Гоминьдана. Вид сверху. Рисунок 2.

27..

И-16 тип 10 ВВС Гоминьдана. Вид сверху. Рисунок 3.

28.Проекции И-16 тип 10. Рисунок.

Проекции И-16 тип 10 ВВС РККА. Рисунок.

29..

Проекции И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании. Рисунок.

32.Компоновочная схема И-16 тип 10.

Компоновочная схема И-16 тип 10.

И-16 тип 10. Схема.

.

.

Список источников раздела:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Фотоархив Петра Заики.
Сайт «Уголок неба».