Санкт-Петербург, 22.06.2017 г. Исследователи рассчитывают, что смогут довести самолет до хорошего экспозиционного состояния, а может быть даже и поднять в воздух.
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с двигателями М-17Ф. Фото / авиару.рф
Исследователи Военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа нашли в Тиманской тундре (Ненецкий автономный округ) и доставили в хранилище под Санкт-Петербургом тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, потерпевший аварию в 1942 году. Для начала работ по его восстановлению подыскивают удобное место. Об этом рассказал ТАСС исследователь Павел Филин. «Мы хотим создать небольшой музей в ангаре, где будем вести работы по восстановлению самолёта. Посетители смогут наблюдать этот процесс», — рассказал он, уточнив, что сейчас группа ищет подходящую территорию, где можно было бы возвести ангар и развернуть реставрационные работы.
ТБ-3 в Тиманской тундре. Фото / Военно-исторический центр СЗФО.
Его коллега Маргарита Емелина рассказала о попытках восстановить историю этого самолёта по архивам. «На данный момент известно, что самолёт погиб в апреле 1942 года. В Гатчинском военном архиве и Архиве военно-морского ведомства сведений о нём не оказалось. Проверяем версию о его принадлежности сухопутным частям», — рассказала она.
Сохранившихся самолётов этого типа больше нет. Именно это и подвигло историков Военно-исторического центра начать проект по восстановлению ТБ-3. Небольшой макет такого самолёта можно увидеть в Музее Арктики и Антарктики, так как самолёты этого типа приспосабливались для работ в Арктике с 1936 года, когда советская Арктическая авиация заявила о себе трансполярными перелётами, яркими спасательными операциями.
«Этот самолёт был собран в 1933 году, он найден в арктической зоне, поэтому мы видим его интереснейшим экспонатом, раскрывающим историю Арктической авиации», — полагает Филин.
Восстановление самолёта, по оценке Павла Филина, займёт 3-4 года. У него хорошо сохранился корпус и крылья, двигатели отсутствуют. При восстановлении исследователи рассчитывают, что смогут довести его до хорошего экспозиционного состояния, а может быть даже и поднять в воздух.
Самолёт нашли в труднодоступном районе Тиманской тундры. Исследователи предполагают, что он мог перевозить людей (вместимость до 10 мест), документы, предметы снабжения из аэропорта Нарьян-Мар в аэропорт Ягодник или в обратном направлении. «Признаков участия в бою с немцами мы не обнаружили, а расположение самолёта чуть в стороне от транспортного коридора может указывать на плохую погоду как причину аварии», — отметила Маргарита Емелина.
По словам собеседницы агентства, местные оленеводы знали о самолёте с момента падения. Постепенно информация стала доступна краеведам, а от них исследователям из Петербурга. Побывать на месте аварии исследователям удалось в 2008 году, а перевезти самолёт на склад под Санкт-Петербургом смогли лишь нынешней весной.
Краеведы записали и передали историкам рассказы очевидцев о том, что видели в госпитале шесть членов экипажа ТБ-3, однако, по мнению Маргариты Емелиной, эта версия требует перепроверки, так как вблизи от места аварии был найден ещё один похожий самолёт, но в гораздо худшей сохранности, не пригодный для воссоздания.
Я живу в городе НИКОЛАЕВСК НА АМУРЕ Хабаровского края. В конце 80-х я, работая в связи и находясь в командировке в поселке Нигирь, находящийся в Татарском проливе недалеко от мыса Лазарева узнал от местного связиста о том, что недалеко от поселка в районе речки Нигирь лежит большой самолет. При случае я с этим связистом попал на это место и обнаружил лежащий на мари самолет ТБ-3. В 40-х годах он сел там на вынужденную. Экипаж остался цел. В тоже время была организована экспедиция и с самолета было снято оборудование, двигатели и вооружение.После этого про него забыли. Но только не местные жители. Часть обшивки крыла срезана на крыши нужников. В общем на тот момент, когда я там был самолет был в неплохой сохранности, как сейчас, не знаю. Чтобы определиться, нужна экспедиция. Хотелось бы, чтобы из этого что-то получилось.Для заинтересованных мой телефон 89656734075 Феликс.
Этот рассказ Хоменко Николая Васильевича мы с моим другом записали лет 10 тому назад.
Это было в марте 1943 году. Хоменко Николай Васильевич тогда работал на радиостанции в п. Нижняя Пеша. Небольшая радиостанция так же была в п. Белушье.
С поселка Белушье пришла радиограмма: «…Где-то в тундре, разбился военный самолет, бомбардировщик – ТБ-3. К нам пришел командир. Еще три летчика остались у самолета: второй пилот, штурман, стрелок-радист. Авария произошла в верховье реки Волонга.» Я отправил три телеграммы: в г. Архангельск, г. Нарьян-Мар и г. Мезень. Груза на самолете не было, он летел, с каким то, военным поручением.
Командир самолета и члены экипажа, позже рассказывали. Летели в сплошной снегопад, прижимаясь к земле. Зацепили колесами за сопку. Крепление колес, не выдержало такой нагрузки, и они оторвались. Самолет стал падать, лег на «брюхо» и стал скользить по склону сопки. Стрелок-радист, вылез из своего верхнего люка почти по пояс, упершись локтями в его края и осматриваясь по сторонам. Тем временем самолет подняло на следующую сопку и на ее вершине – развернуло, переломив по верхнему месту стрелка-радиста. Края люка сдавили летчика, он закричал от боли, но не знает, слышали ли его другие. Затем он потерял сознание и очнулся лишь оттого, что услышал шум струящейся воды. «Откуда здесь вода?» — подумал он. Летчик огляделся и с ужасом увидел вытекающее из бака топливо. Он стал кричать другим летчикам, об утечке топлива, что бы они бежали от самолета, так как он в любой момент мог взорваться. Сам он самостоятельно выбраться не мог, чувствовал, что сильно повредил руку. Топливо все вытекло, но взрыва не произошло. Все с облегчением вздохнули. Вечерело. Греться у костра было нельзя, так кругом все было пропитано топливом. Чтобы не замерзнуть, стали снимать ватные моторные чехлы, понимая, что самолет уже не восстановить. У летчиков были маленькие американские электрические фонарики, компасы и карта. Они сразу определили, где находятся – верховье рек Приштница и Волонги. На реке Волонге в то время была деревня, а на Приштнице – рыбацкий стан. Поэтому решили идти в деревню Волонга. Стрелку-радисту оказали первую медицинскую помощь, из подсобных материалов наложили гипс. А командиру обработали переносицу.
На утро командир принял решение идти один. А остальные остались с больным летчиком. Командир, сориентировавшись по компасу, направился к верховью Волонги. Но, дойдя до ближайшего ручья, посчитал, что это уже Волонга и пошел вдоль ее берега. На самом деле, это была река Приштница. Но это даже к лучшему, если бы он пошел по Волонге, ему пришлось бы делать лишний круг. А Приштница речка прямая и короткая, с выходом на Чешский залив, а там и Белушье рядом.
Лыж на самолете не было, поэтому он шел пешим, в унтах, проваливаясь в сугробы по пояс, а то и по самые плечи. Были такие места, где кустарник – находящийся в ложбинах, заметало снегом по самые верхушки. Попав в такой снежный омут, приходилось, около часа выбираться из него. С начало всем телом делаешь воронку, а затем осторожно выползаешь из нее, что бы, не провалиться вновь. Порядком, намучившись, он решил, что будет легче, если идти по самой реке и вышел на лед. По реке он шел гораздо быстрее. По началу небольшие берега, постепенно стали выше и превратились в обрывы и каньоны. Наконец, после очередного поворота реки, берега расступились, уступив место простору – вот оно побережье! Вдалеке, он увидел четверых рыбаков проверяющих сети и направился к ним. Рыбаки же увидев человека в военной форме – белый полушубок, портупея, наган – висевший на поясе, не понятно от куда взявшегося, испугались. Подумали немец. Случаи разные бывали, при зимовьях немцы высаживались в тундру с подводных лодок, кто его знает, кто там идет. Но подумали нас больше – всех не успеет уложить, к тому же у нас пешни есть. А один из мужиков, что постарше, сказал: «Вряд ли он немец, скорее наш». По мере приближения летчика они услышали крик: «Не бойтесь меня мужики, я русский!»
Летчика на лошадях отвезли в Белушье (12 км.), а затем в Нижнюю-Пешу (где-то около двух часов езды на лошадях). Затем его вывезли в город Нарьян-Мар. Сразу же из города в Нижнюю-Пешу была отправлена телеграмма: «Срочно вывезти оставшихся летчиков и все самое ценное!» Сказали об этом опытным оленеводам и показали по карте место, где разбился самолет. Оленеводы сказали, что это рядом и вывезли летчиков на оленьих упряжках. А также забрали 2 пулемета и патроны к ним. В Пеше летчики какое-то время отдыхали и отсыпались в местном медпункте, так как у самолета они старались много не спать, чтобы не замерзнуть. Спали, в основном по очереди – один спал, двое дежурили. Потом они уехали в город, а стрелок-радист еще остался в Пеше на лечении. Его самого последнего вывезли из Пеши. В последствии выяснилось, что рука была не сломана, но имела трещину в кости. По словам Хоменко Н.В., врачом в то время была Потеряева, а фельдшером Рогозина Валентина. Как звали летчиков, он не помнит. Поиск продолжается…
При расследовании вышеописанных случаев, мы обнаружили еще несколько самолетов потерпевших аварию в этом районе и узнали истории о судьбах экипажей этих самолетов, вот несколько из них.