18 июня 1937 года в 19 часов 30 минут (по московскому времени) экипаж самолёта АНТ-25 «Сталинский маршрут» (экипаж: Валерий Чкалов — камандир, Георгий Байдуков — второй пилот, Александр Беляков — штурман) стартовал с подмосковного аэродрома Щелково и начал беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка, завершив его 20 июня приземлением на аэродроме города Ванкувер (США). Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), продолжительность — 63 часа 16 минут. Это был первый в истории перелет через Северный полюс. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» назвала его «трудным и блестящим подвигом». А величие настоящего подвига не меркнет никогда.

Самолет АНТ-25 «Сталинский маршрут» на аэродроме в Ванкувере.

Чкаловский экипаж в Ванкувере. Слева на право: А.В.Беляков, В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков.

В.П.Чкалов передает спортивному комиссару ФАИ самописец параметров полета.

Экипаж В.Чкалова с послом СССР в США Трояновским.

Экипажу Чкалова не удалось долететь до первоначально намеченной цели — до Сан-Франциско. Экипаж установил национальный рекорд дальности полета по прямой, но мировой рекорд побить не удалось. Зато это сделал стартовавший вслед за Чкаловым экипаж М.М.Громова. На рассвете 12 июля 1937 года АНТ-25 с экипажем в составе: командира — Михаила Громова, второго пилота — Андрея Юмашева и штурмана — Сергея Данилина смог за 62 часа 17 минут пролететь 11500 километров (по прямой 10148 километров), что стало абсолютным мировым рекордом дальности беспосадочного полета по прямой. После посадки в баках самолета оставалось горючего еще на 1,5 тысячи километров. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила участников перелета Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США) медалью де Лаво за лучшее достижение 1937 года.

Экипаж Громова: М.М.Громов, С.А.Данилин, А.Б.Юмашев.

АНТ-25 экипажа М.Громова после посадки в Америке.

По сути экипажи Чкалова и Громова дополняли друг друга. Чкаловский экипаж проложил дорогу через Северный полюс, а экипаж Громова, тщательно и скрупулёзно изучив опыт предыдущего полета, побил мировой рекорд дальности полета по прямой. Для установления нового рекорда немаловажное значение имели результаты чкаловского перелета, в частности, учитывая опыт Чкалова, экипаж Громова взял в полет втрое больший запас кислорода и антиобледенительной жидкости для воздушного винта.

Карта с маршрутами экипажей Чкалова и Громова.

Завоевать рекорд дальности по-прямой (кратчайшее расстояние между точками взлета и посадки) стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. Между собой соперничали Франция, Англия, США, Италия, Германия. Так, в 1931 году рекорд завоевали США — 8066 км. В 1932 году он перешел к Англии — 8544 км, затем к Франции — 9104,7 км. И то, что молодое советское государство включилось в середине 30-х годов в соревнование за этот рекорд и выиграло его, безусловно, было показателем его возросшей силы в авиации. Первый в мировой истории беспосадочный перелет через Северный полюс в США и новый мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой — 10148 км, стали триумфом отечественной авиации, показали возможности техники и уровень квалификации летчиков, подняли престиж Советского Союза в мире.

Монумент в честь чкаловского перелета в Ванкувере.