Истребитель ЦКБ-3 дублер № 1.

Разработчик: ОКБ Поликарпова
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.

Выдающийся русский авиаконструктор Н.Н.Поликарпов за свою яркую творческую жизнь создал более 350 конструкций летательных аппаратов, многие из которых были построены и испытаны. О некоторых самолетах известно крайне мало, и даже в книге В.Б.Шаврова «История конструкций самолетов в СССР» сведения о них отсутствуют. К числу таких машин относится истребитель ЦКБ-3 дублер № 1. Речь не идёт об опытном ЦКБ-3 — прообразе известного истребителя И-15, хотя второй экземпляр ЦКБ-3 действительно назывался ЦКБ-3 дублер, но обозначение ЦКБ-3 дублер № 1 все же относилось к другой, новой машине.

В конце 1933 года Н.Н.Поликарпов завершил работу по созданию истребителя И-15. Опытный экземпляр ЦКБ-3 совершил первый полет 23 октября 1933 года, затем успешно прошел летные испытания и в 1934 году истребитель И-15 был внедрен в серийное производство. Отличительной особенностью нового самолета являлся выполненный по схеме «чайка» центроплан верхнего крыла. «Введя схему «чайка» в самолет И-15, я хотел, наряду с уменьшением интерференции, обеспечить этим наилучшую маневренность самолета, особенно на глубоком вираже», — писал Николай Николаевич. Самолет показал хорошие летные данные, развивал максимальную скорость 367 км/ч и имел рекордно малое время виража — 8 секунд.

Поликарпов понимал, что схема самолета имеет резервы, и за счет улучшения аэродинамики, летные характеристики машины можно повысить. Работая над дальнейшим усовершествованием истребителя, Поликарпов в первую очередь предполагал поставить, вместо кольца Тауненда, оправдавший себя на И-16 туннельный капот NACA. Для сохранения центровки и улучшения устойчивости, вынос верхнего крыла увеличили на 75 мм, это в свою очередь позволило закрыть кабину пилота сдвижным вперед фонарем.

Истребитель предполагалось оснастить высотным двигателем Wright «Cyclone» SGR 1820 F-54. Предусматривалась установка специального винта под этот мотор.

Согласно расчетам, ЦКБ-3 дублер № 1 мог достичь максимальной скорости 405-415 км/ч.

Так как двигатель Wright «Cyclone» F-54 еще не доставили в СССР, построенный самолет оснастили менее высотным мотором Wright «Cyclone» SGR 1820 F-3. С этим двигателем на заводских испытаниях ЦКБ-3 дублер № 1 развил скорость 353 км/ч у земли и 385 км/ч на высоте 2000 м. Но, несмотря на неплохие летные характеристики, на госиспытания истребитель не передавался.

Главная причина заключалась в сложившемся, к этому времени, у руководства ВВС и части летчиков убеждения о бесперспективности использования крыла типа «чайка». Как писал Поликарпов начальнику ВВС Смушкевичу: «Но эта схема («чайка») встретила упорное сопротивление и дискредитацию со стороны НИИ ВВС, который, начиная с самых первых летных испытаний опытного образца в декабре 1933 г. и до самого последнего времени, не переставал утверждать и устно на заседаниях Правительства в августе-сентябре 1935 г., и письменно в своих многочисленных актах испытаний опытных и серийных самолетов И-15, что, благодаря схеме «чайка», самолет И-15 имеет неустойчивость пути, препятствующую вождению самолета в строю и не позволяющую производство прицельной стрельбы.»

А в 1935 году руководство ВВС в категоричной форма требовало от Поликарпова убрать «чайку», что и было сделано, хотя сам Николай Николаевич противился этому. Работы по доводке ЦКБ-3 дублер №1 остановили. Н.Н.Поликарпов вынужден был начать работы по проектированию истребителя с нормальным центропланом, которые в итоге привели к созданию И-15бис. При этом использовался опыт постройки самолета ЦКБ-3 дублер № 1. Позже Николай Николаевич вновь вернулся к схеме «чайка» в истребителе И-153, но уже на качественно новом уровне.

ЦКБ-3 дублер № 1. Рисунок.

ЦКБ-3 дублер № 1. Схема.

.

.

Список источников:
Журнал «Самолеты мира» 1998 № 04-06. Юрий Черваков. ЦКБ-3 дублер № 1.
Сергей Сыч. Проект истребителя ЦКБ-3 дублер № 1.