Истребитель Як-7М.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.

Як-7М (модифицированный), с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П, представлял собой ещё одну переделку серийного Як-7УТИ № 05-11 в одноместный боевой истребитель с пушечным вооружением, т.е. это вторая после Як-7 модификация Як-7УТИ в боевой истребитель. Работа была выполнена в сентябре 1941 года группой инженеров ОКБ А.С.Яковлева, находившейся на саратовском заводе № 21 для помощи этому заводу в налаживании серийного производства Як-1.

В Як-7УТИ были внесены некоторые изменения, в свое время осуществленные на опытных самолетах И-28 и И-30, а именно:
-сняты пулемет ШКАС с установкой, оборудованием и патронами, а также сидение и оборудование задней кабины;
-установлена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, две крыльевых пушки ШВАК с боезапасом по 110 снарядов;
-на место второго пилота бензобак емкостью 80 л (60 кг);
-бронеспинка у сидения пилота;
-фара ФС-155;
-автоматические предкрылки, узлы крепления и проводка к реактивным орудиям под 6 ракетных снарядов РС-82.
В связи с установкой в крыле пушек и патронных ящиков объемы консольных бензобаков уменьшены на 23 л каждый, произведены усиления и переделки крыла.
Уменьшен размах крыла (9,74 м против 10,0 м), концы крыла сделаны менее закругленными из условий размещения предкрылков достаточного размаха, тяги управления элеронами перенесены на задний лонжерон для улучшения доступа к ним, увеличена площадь посадочных щитков с 1,77 до 2,15 м2.

По мощности огня Як-7М превосходил все истребители, состоявшие в 1941 году на вооружении советских ВВС. Секундная масса залпа составляла 3,84 кг/с. Это было больше, чем у ЛаГГ-3 с тремя пушками (1 х ШВАК и 2 х Б-20С) в 1,5 раза, МиГ-3 — в 3,2 раза, Me-109Е — в 1,5 раза, Me-109F — в 4 раза.

Пушечные установки обеспечивали надежную и безопасную стрельбу на всех режимах полета, фигурах пилотажа и при температурах наружного воздуха до -30°С. Жесткость крепления пушечных установок обеспечивала удовлетворительное рассеивание снарядов. Пристрелка крыльевых пушек и мотор-пушки осуществлялась сходящимся веером на дистанции 400 м. Оружие Як-7М с большим эффектом могло быть использовано и по наземным целям.

Прицельную стрельбу можно было вести как из одной, так и из двух крыльевых пушек. Однако вследствие их несинхронной стрельбы наиболее целесообразно было производить стрельбу короткими очередями, так как при длинных очередях несколько нарушалось прицеливание.

По летно-тактическим характеристикам Як-7М почти не уступал другим истребителям. Некоторое снижение данных по сравнению с Як-7УТИ объяснялось тем, что для модификации был взят экземпляр Як-7УТИ, долго находившийся в эксплуатации и потерпевший аварию.

Несмотря на значительное увеличение полетной массы, техника пилотирования, благодаря наличию автоматических предкрылков, существенно упростилась, была полностью исключена возможность срыва в штопор при допущении ошибок (самолет необходимо было «вгонять» в штопор), повысилась общая и особенно поперечная устойчивость, существенно увеличилась безопасность полета. Критическая минимальная скорость понижалась на 30-40 км/ч как на парашютировании, так и на фигурах; наивыгоднейшая скорость выполнения виража уменьшалась с 350 до 310-320 км/ч; скорость устойчивого парашютирования уменьшилась со 180-190 до 145 км/ч.

При защемлении предкрылков заметно сказывалось увеличение массы самолета, он становился инертным и тяжелым в управлении, период выдерживания удлинялся, траектория на взлете делалалась более пологой, потребная для выполнения виража скорость увеличивалась, диапазон скоростей уменьшался, при парашютировании на скорости 180-190 км/ч самолет имел тенденцию к сваливанию в штопор. Вообще самолет делался строже и чувствительнее, вследствие чего требовал более точной координации движений со стороны летчика.

Як-7М проходил государственные испытания с 5 по 16 октября 1941 года в Чкаловской и с 31 октября по 27 декабря 1941 года на Урале, куда во время войны был перебазирован НИИ ВВС. 16 октября, совершая перелет Москва — Свердловск, Як-7М под управлением летчика-испытателя А.Г.Прошакова при посадке в Казани потерпел аварию (из-за отказа пневмосистемы сложилась правая опора шасси), что задержало его в Казани до 31 октября.

Госиспытания проводила бригада в составе: ведущий летчик — В.И.Хомяков, ведущий инженер А.Т.Степанец, техник В.Ф.Сбитнев. Было выполнено 39 полетов общей продолжительностью 20 ч. 35 мин., в том числе перелет Москва — Свердловск. Результаты госиспытаний были признаны удовлетворительными. В частности отмечалось, что самолет вполне доступен летчикам средней квалификации военного времени и может быть легко и быстро освоен ими. Як-7М был рекомендован к запуску в серийное производство.

Однако в серии он не строился и ни одно из мероприятий, осуществленных на нем (кроме использования места в задней кабине для размещения дополнительного бензобака), не нашло применения на самолетах семейства «Як»: предкрылки — из-за отсутствия в них необходимости; крыльевые пушки — из-за нарушения наводки при стрельбе из одной крыльевой пушки.

ЛТХ:

Модификация: Як-7М
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2638
-нормальная взлетная: 3160
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 469
-на высоте: 556
Практическая дальность, км: 750
Скороподъемность, м/мин: 667
Практический потолок, м: 8750
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, две крыльевые пушки ШВАК с боезапасом по 110 снарядов, 6 РС-82.

1.Истребитель Як-7М на стоянке.

Истребитель Як-7М на стоянке.

2.Як-7М. Схема.

Як-7М. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода Великой Отечественной войны.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1,-3,-7,-9 во Второй Мировой войне.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.