Учебно-тренировочный самолет Як-5.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.
В 1944 году для тренировки летчиков-истребителей был создан одноместный самолет Як-5. По геометрии и конструкции он аналогичен УТ-2Л, но имел убирающиеся шасси и воздушный винт изменяемого шага. Более обширное пилотажно-навигационное оборудование, включающее мощную посадочную фару, позволяло проводить на Як-5 тренировки в сложных метеоусловиях и ночью. Дополнительное оборудование, радиостанция, радиокомпас и синхронный пулемет ШКАС калибра 7,62-мм максимально приближали этот учебно-тренировочный самолет к боевому.
Як-5 и УТ-2Л были полностью унифицированы и имели почти одинаковые летные характеристики. Это значительно упрощало серийное производство и эксплуатацию самолетов обоих типов в учебных заведениях и позволяло сократить сроки подготовки летчиков. Взлетный вес Як-5 — 940 кг, УТ-2Л — 950 кг, максимальная скорость с двигателем М-11Д у Як-5 достигала 250 км/ч, у УТ-2Л — 225 км/ч, посадочная, соответственно, 85 км/ч и 75 км/ч, дальность полета — 450 и 700 км. Оба опытных учебных самолета успешно прошли испытания.
Як-5 серийно не строился. С учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации УТ-1 и Як-5 конструкторский коллектив в 1945 году разработал учебно-тренировочный самолет Як-11, который с двигателем АШ-21 мощностью 570 л.с. развивал скорость до 465 км/ч.
ЛТХ:
Модификация: Як-5
Размах крыла, м: 10,50
Длина, м: 7,30
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 17,00
Масса, кг
-пустого самолета: 770
-нормальная взлетная: 940
Тип двигателя: 1 х ПД М-11Д
-мощность, л.с.: 1 х 145
Максимальная скорость, км/ч: 250
Крейсерская скорость, км/ч: 220
Практическая дальность, км: 450
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1.
Учебно-тренировочный самолет Як-5.
Як-5. Рисунок.
УТ-2Л (нижний профиль Як-5). Схема.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Ивнамин Султанов. Опытные самолеты периода Второй мировой войны.
Крылья Родины. В.Петрович. УТ-2Л, Як-5.