Учебно-тренировочный самолет УТ-2Л.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.0.УТ-2Л

Учитывая важность подготовки летных кадров, конструкторский коллектив, возглавляемый А.С.Яковлевым и в самые тяжелые военные годы совершенствовал наш основной учебный самолет УТ-2. В частности, в 1942 году был создан и освоен в серийном производстве УТ-2М, а в конце 1943 года спроектирован новый учебный самолет УТ-2Л. Разрабатывая его проект, конструкторы стремились по возможности максимально сблизить учебный самолет с боевым, чтобы сократить сроки ввода молодых летчиков в строй. На УТ-2Л были установлены тормозные колеса, посадочный щиток, закрытая кабина и т.д. Испытания, которые начались летом 1944 года, показали, что и по технике пилотирования УТ-2Л значительно проще, чем УТ-2.

Конструкция двухместного УТ-2Л деревянная. Крыло двухлонжеронное с гладкой фанерной обшивкой. Фюзеляж — ферменный, также деревянный с фанерным гаргротом. Каркас оперения и элеронов — дюралевый. Обшивка полотняная. Шасси неубирающееся, с масляно-газовой амортизацией. Тормозные колеса закрыты обтекателями. Под центропланом был установлен посадочный щиток.

Обтекаемый капот, закрывавший головки цилиндров, заметно снизил лобовое сопротивление самолета и улучшил тепловой режим работы мотора М-11Д мощностью 145 л.с.

В этом же 1944 году для тренировки летчиков-истребителей был создан одноместный самолет Як-5, По геометрии и конструкции он аналогичен УТ-2Л, но имел убирающиеся шасси и воздушный винт изменяемого шага. Более обширное пилотажно-навигационное оборудование, включающее мощную посадочную фару, позволяло проводить на Як-5 тренировки в сложных метеоусловиях и ночью. Дополнительное оборудование, радиостанция, радиокомпас и синхронный пулемет ШКАС калибра 7,62 мм максимально приближали этот учебно-тренировочный самолет к боевому.

Як-5 и УТ-2Л были полностью унифицированы и имели почти одинаковые летные характеристики. Это значительно упрощало серийное производство и эксплуатацию самолетов обоих типов в учебных заведениях, и позволяло сократить сроки подготовки летчиков. Взлетный вес Як-5 — 940 кг, УТ-2Л — 950 кг, максимальная скорость с двигателем М-11Д у Як-5 достигала 250 км/ч, у УТ-2Л — 225 км/ч, посадочная, соответственно, 85 км/ч и 75 км/ч, дальность полета — 450 и 700 км.

Оба опытных учебных самолета успешно прошли испытания.

Предполагалось, что выпуск УТ-2Л начнется по мере сокращения потребностей фронта в боевых машинах. Однако к 1944 году наша авиация уже имела на вооружении машины, обладающие очень высокими скоростями, промышленность выпускала в основном самолеты цельнометаллической конструкции. Поэтому выпуск в 1945 году даже учебного деревянного самолета был признан нецелесообразным. Ни Як-5, ни УТ-2Л серийно не строились. На основе УТ-2Л сразу после окончания войны был создан цельнометаллический Як-18. По внешнему виду и геометрии Як-18 во многом напоминает УТ-2Л. На этой послевоенной машине были использованы также некоторые элементы, испытанные на УТ-2Л и Як-5, включая силовую установку с винтом изменяемого шага, посадочный щиток, убирающееся шасси, фонарь кабины и другие.

С учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации УТ-1 и Як-5 конструкторский коллектив а 1945 году разработал учебно-тренировочный истребитель Як-11, который с Двигателем АШ-21 мощностью 570 л.с. развивал скорость до 465 км/ч.

Стоит отметить свойственный коллективу ОКБ, возглавляемому А.С.Яковлевым, комплексный подход к созданию учебных самолетов — сразу двух по возможности максимально унифицированных — двухместного и одноместного. Их последовательное использование в процессе обучения позволяет быстрее, с меньшими затратами готовить квалифицированных летчиков. Такими самолетами были созданные в 1935 году двухместный УТ-2 и одноместный УТ-1, в годы войны — опытные УТ-2Л и Як-5, в послевоенные годы двухместный Як-18A и одноместный пилотажный Як-18П, реактивные двухместный Як-30 и одноместный Як-32, поршневые одноместный пилотажный Як-50 и двухместный Як-52.

ЛТХ:

Модификация: УТ-2Л
Размах крыла, м: 10,50
Длина, м: 7,30
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 17,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 950
Тип двигателя: 1 х ПД М-11Д
-мощность, л.с.: 1 х 145
Максимальная скорость, км/ч: 225
Крейсерская скорость, км/ч: 200
Практическая дальность, км: 700
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.

2.УТ-2Л выруливает на старт.

УТ-2Л выруливает на старт.

1.УТ-2Л на стоянке.

УТ-2Л на стоянке.

3.УТ-2Л в полете. 3

УТ-2Л в полете.

4.УТ-2Л в полете.

УТ-2Л в полете.

5.УТ-2Л в полете. 2

УТ-2Л в полете.

6.УТ-2Л. Рисунок.

УТ-2Л. Рисунок.

7.УТ-2Л. Схема.

УТ-2Л. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Ивнамин Султанов. Опытные самолеты периода Второй мировой войны.
Крылья Родины. В.Петрович. УТ-2Л, Як-5.