Проект дирижабля «ВОЗДУШНЫЙ КРЕЙСЕР».

Страна: Российская Империя
Производитель: Ижорский завод
Конструктор: Б.В.Голубов, Д.С.Сухоржевский
Проект 1914 года
Первый полет: не летал
Тип: полужесткий.

Дирижабль «ВОЗДУШНЫЙ КРЕЙСЕР» обещал стать огромным кораблём, чьи размеры превысили бы размеры дирижабля «ГИГАНТ» в полтора раза.

Проект дирижабля (по типу «АЛЬБАТРОСа») был разработан накануне войны конструкторами Б.В.Голубовым и Д.С.Сухоржевским. Заинтересованность со стороны военного министерства послужила толчком к заказу на его изготовление Ижорскому заводу. С заводом был заключен контракт, согласно которому гигантский аэростат должен был иметь длину 130 м, высоту 28 м. Оболочка аэростата в объёме должна была составлять не менее 25 тыс. куб. м. Дирижабль должен был обеспечивать высоту подъема на 2500 м, развивать скорость в 23 м/с при запасе горючего на 20 часов полета при полной скорости. Особой строкой прописывалась грузоподъемность. Планировалось, что дирижабль «ВОЗДУШНЫЙ КРЕЙСЕР» будет поднимать в гондоле двойной состав команды. Кроме того: двух наблюдателей, не занятых его управлением, телеграфиста и пулеметчиков; не менее 2-3 пулеметов с трехтысячным лимитом патронов и запасными частями для каждого пулемета; радиотелеграфную станцию, способную действовать на 300 км; прожектор; запасы бензина, масла и воды на 20 часов полета.

К концу 1915 года основные части дирижабля были изготовлены. Много хлопот доставили силовые установки и производство цельнотянутых труб для каркаса жестких частей дирижабля. Однако сборка дирижабля была отложена. Штаб верховного главнокомандующего с учётом военной действительности предъявил новые требования: дирижаблю требовалось поднимать не менее одной тонны бомб, при этом иметь возможность совершать полет на высоте 2500 м. За счет увеличения нагрузки военное ведомство соглашалось уменьшить запасы горючего, масла и воды до 15 ч непрерывного полета. Скорость оставалась прежней, оговаривалось, что длина баллона после наполнения газом должна быть не более 150 м.

К этому времени на постройку дирижабля уже были затрачены значительные средства. Завод согласился на новые условия и приступил к переделке некоторых частей корабля. Сборка дирижабля «ВОЗДУШНЫЙ КРЕЙСЕР» и первый полёт на аэростате планировалось провести не ранее середины 1916 года. Но к этому времени в военном ведомстве уже сложилось мнение о бесполезности дирижаблей большого объема для фронта. Строительство дирижабля «ВОЗДУШНЫЙ КРЕЙСЕР» так и не было завершено.

ЛТХ (расчётные):

Название: «ВОЗДУШНЫЙ КРЕЙСЕР»
Длина, м: 130
Объем, м3: 25000-33000
Диаметр максимальный, м: —
Двигатель: —
-мощность, л.с.: 8 x 250
Винты, кол-во/диаметр, м: —
Число и объем баллонетов, м3: 7
Полезная нагрузка, кг: —
Максимальное кол-во пассажиров: —
Максимальная скорость, км/ч: 83 — 108
Потолок, м: 2500
Макс.продолжительность полета, ч: 20-30
Вооружение: 2-3 пулемета

.

.

Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «Ретроплан». Проект дирижабля «ВОЗДУШНЫЙ КРЕЙСЕР».