Путилов Александр Иванович (1893-1979).
Известный конструктор-самолетостроитель. Родился в г. Радоме (Царство Польское в Российской Империи) в 1893 году.
В 1920 году окончил МВТУ.
С 1920 года в ЦАГИ. Принимал участие в комиссии по металлическому самолетостроению.
С первых дней в ОКБ А.Н.Туполева. Вел работы над АНТ-1, АНТ-2, АНТ-3 (Р-3), АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3).
С 1932 года — главный конструктор Тушинского завода. Создал серийные пассажирские самолеты Сталь-2, Сталь-3 и опытный Сталь-11 из нержавеющей стали. Занимался стальным дирижаблестроением.
Необоснованно репрессирован (1938-1940 гг.), работал с В.М.Петляковым по самолету «100» (будущий Пе-2) в ЦКБ-29 НКВД. После гибели В.М.Петлякова возглавил КБ завода № 22, потом других заводов.
С 1943 года преподавал в Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА). Вновь необоснованно репрессирован (1952-1955 гг.).
С 1955 года в ОКБ А.Н.Туполева. Организовал и возглавил филиал ОКБ на заводе № 18 в Куйбышеве. Кроме сопровождения Ту-95, строил Ту-116, хвостовой отсек Ту-114, Ту-95ЛЛ, ДРЛО Ту-126 с вращающейся антенной комплекса «Лиана».
В 1961 году организовал филиал на заводе № 64 в Воронеже для освоения и доводки комплексов Ту-128 и серии самолетов Ту-144. Профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны второй степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Умер в Москве.
Награды и звания:
-орден Ленина;
-орден Отечественной войны 2-й степени;
-орден Трудового Красного Знамени;
-орден Красной Звезды;
-медали.
-Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972 г.).
Более подробно о А.И.Путилове рассказано в статье С.Д.Агавельяна:
Александр Иванович Путилов — великолепный авиационный конструктор, сумевший подчинить авиации сложнейший конструкционный материал — нержавеющую сталь, был признан в узком кругу авиационной общественнюсти, но в настоящее время о нем уже забыли.
Так у нас в стране повелось, что авторитет знаменитых конструкторов возвышался до предела, а другие, не менее плодотворные конструкторы, предавались забвению. Это происходило по «настроению» руководящей верхушки общества. Естественно это также результат ограничения действий централизованно управляемых средств массовой информации. Забвение Путилова — это потеря для науки нашей страны. Желательно этот пробел как-то восполнить.
Заслугой А.И.Путилова является то, что он сумел в короткие сроки организовать производство самолётов из нержавеющей стали. Не опытное, а серийное производство. Более двухсот самолетов, находившихся в эксплуатации на линиях гражданской авиации, показали надежность конструкции этих самолетов. Если А.Н.Туполев считается автором внедрення дуралюмина в самолетостроении, то Александр Иванович — первопроходец стального самолетостроения. Современные требования к летательним аппаратам вновь вызвали применение нержавеющей стали в авиастроении.
А.И.Путилов родился 21 апреля 1893 г. в городе Радоме в Польше, где его отец служил офицером в 7-й артиллерийской бригаде. В 1900 г. отец вышел в отставку в чине генерал-майора и поселился с семьей в своем имении Тамбовской губернии Елатамского уезда при деревне Казановке, где и умер в 1920 г.
Александр Иванович в 1910 г. окончил 3-й Московский Кадетский корпус и поступил в МПТУ на механический факультет, где и состоялось его знакомство с Н.Е.Жуковским.
В 1916 г. он был определен Жуковским сотрудником Авиационного расчетно-испытательного бюро (АРИБ). Он принимал участие в проектировании аэродинамической трубы для лаборатории МТУ, с А.Н.Туполевым строил первый глиссер с водяным винтом, давший при испытании очень высокую, по тем временам, скорость — 75 км/ч.
Путилов окончил МВТУ в 1920 г. В декабре 1918 г. Жуковскпй пригласил его во вновь организованный институт (ЦАГИ) научным сотрудником, где Александр Иванович работал совместно с А.Н.Туполевым, И.И.Погосским, В.М.Петляковым в Авиационном отделе ЦАГИ (АО ЦАГИ). На период болезни Туполева он работал под рукоподством профессора В.П.Ветчинкина, занимался аэродинамическим расчётами самолета DH-4, принимал участие в разработке методов расчета на прочность и динамику полета. После позвращення Туполена в ЦАГИ Александр Иванович опять перешёл в Авиационный отдел, впоследствии названный АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство), что по сути дела и стало Опытно-конструкторским отделом ЦАГИ, руководимым А.Н.Туполевым.
Продолжая заниматься конструкторской деятельностью, он стал ближайшим помошником Туполева по постройке цельнометаллических глпссеров аэросаней и самолетов, имеишх название «АНТ», вплоть до всемирно известного многомоторного тяжелого цельнометаллического бомбардиропщика — моноплана АНТ-6 (ТБ-3).
В 1922 г. Александр Иванович был приглашен в Военно-воздушную академию им.Н.Е.Жуковского руководителем дипломного просктирования самолетов. В области подготовки новых кадров он проявил особые способности, проработав много лет со студентами-дипломниками. Им был составлен пробный раздел методического атласа проектирования самолетов. Атлас был одобрен бюро новой техники и коллегией редакторов Оборонгиза.
В 1931 г. по поручению правительства А.И.Путилов был назначен Главным конструктором нового самолетостроительного ОКБ по постройке самолетов из нержавеющсй стали. Умело организовав работу коллектива конструкторов, он к 1932 закончил создание опытного самолета «Сталь-2» из нержавеющей стали, который имел хорошие летно-технические данные. Для серийного производства 200 самолетов «Сталь-2» в Тушино был построен завод № 81.
Помимо этого, конструкторское бюро А.И.Путилова приложило много усилий для организации холодного проката нержавеющей стали на металлургическом заводе «Серп и Молот».
Первый серийный самолет «Сталь-2» в 1932 г. экспонировали на Парижской всемирной авиационной выставке, а в 1935 г. на Миланской выставке был показан новый самолет «Сталь-3». Эти самолеты получили высокую оценку, как образцы нового конструкторского решения.
Самолет «Сталь-З» серийно строился в количестве 80 экз., на нем были осуществлены новые конструкторски решения: установлены элероны-закрылки и особый капот с профилированной щелью для улучшения охлаждения двигателя. Эти самолеты эксплуатнропались на линиях ГВФ и показал хорошую надёжность и простоту ремонта.
А.И.Путилов проявил хорошие организаторские способности, сплотив коллектив ОКБ, который показал образец слаженной работы. Он проводил также большую общественную работу — принимал участие в конференциях, воспитывал кадры конструкторов, мобилизовал коллектив на досрочное выполнение заданий правительства.
В 1937 г. в ОКБ Путилова был спроектирован и построен опытный самолет «Сталь-11» смешанной конструкции (каркас из нержавеющей стали, обшивка из бакелитовой фанеры) с целью проверки возможности создания монококовых конструкций для самолётов с большиими скоростями полета. Примененный на этом самолете новый тип взлётно-посадочных щитков в дальнейшем получил название «щитки ЦАГИ».
В том же 1937 г. А.И.Путилов был назначен Главным конструктором и Главным инженером дирижаблестроения я ему была поручена работа по постройке советского жесткого дирижабля объёмом 100000 мЗ типа «Цеппелин».
С 1939 по 1943 гг. Путилов работал и ОКБ В.М.Петлякова, где активно учавствовал в проектировании и постройке пикирующего бомбардировщика Пе-2.
С 1943 по 1951 гг. он занимался педагогической работой в Военно-Воздушной инженерной академии им.Н.Е.Жуковского.
В 1944 г. А.И.Путилов представил в ЦАГИ проект самолета с треугольным крылом для достижения сверхзвуковой скорости. Были проведены продувки моделей в аэродинамической трубе.
Помимо упомянутых выше работ, с 1931 по 1951 гг. Путиловым были проведены следующие научно-конструкторские разработки:
— конструктивная модель дирижабля К.Э.Циолковского;
— проект дирижабля с гладкой металлической оболочкой, с постройкой опытного отсека дирижабля;
— «Сталь-5» — самолёт-«бесхвостка» Был осуществлен удачный полет летающей двухмоторной модели «Сталь-5» с одним летчиком и 20 кг топлива;
— авиетка «Авиатурист», спроектированная по заданию ОСОАВИАХИМа для воздушной связи в пределах района и перевозки одного или двух пассажиров. По конструкции это был моноплан с двумя моторами и впервые в Советском Союзе, с трехколесным шасси. Самолет строился в учебных мастерских ВВИА им. Н.Е.Жуковского;
— проект и постройка первых декоративных звезд большого размера, взамен орлов, на Кремлевские башни в Москве;
— техническая помощь архитектору Л.Н.Душкину по отделке нержавеющей сталью станции метрополитена «Маяковская»;
— проект-макет методического атласа, раздел «Проектирование самолетов». Впоследствии атлас был одобрен Бюро новой техники ЦАГИ и коллегией ре- дакторов Оборонгиза.
В 1955 г. А.И.Путилов вновь перешел на конструкторскую работу в ОКБ А.Н.Туполева. В 1956 г. ему была поручена организация филиала ОКБ при Куйбышевском авиационном заводе. Филиал был организован,-и с 1956 по 1959 гг. были выполнены следующие работы:
— постройка межконтинентального самолета Ту-116 для правительственных делегаций (на базе самолета Ту-95);
— проектирование хвостового отсека самолета Ту-114;
— проектирование и постройка летающей лаборатории на базе самолета Ту-95 для испытания двигателя НК-6;
— проектирование, постройка макета и внедрение в серию военно-транспортного варианта самолета Ту-4;
— проектирование и постройка на серийном заводе самолета Ту-126 для дальнего радиолокационного обнаружения самолетов противника.
Все упомянутые работы были успешно ныполнены филиалом ОКБ. Были созданы кадры конструкторов, расчетчиков и испытателей. Филиал вырос в полнокровное конструкторское бюро.
В 1961 г. А.И.Путилову была поручена организация филиала ОКБ на Воронежском авиациониом заходе. Филиал был организован, Л.И.Путилов был назначен его начальником, где он работал до 1970 г. Там под его руководством были проведены следующие работы:
— проектирование, постройка и передача в серию учебного варианта самолета Ту-128 (Ту-128 УТ), а также полный комплекс работ по этому самолету.
— проектирование и постройка стенда средств спасения самолета ТУ-144;
— работы по внедрению в серию Ту-144. При проектированик ряда агрегатои их вес был снижен на 8 %.
Под руководством А.И.Путилова в филиале ОКБ велись работы по созданию облегченных узлов и деталей принципиально новой конструкции с прогрессивной технологией и ряд других научно-конструкторских разработок.
Деятельность Путилова в авиационной промышленности и по подготовке технически грамотных конструкторских кадров была высоко оценена Советским правительством, он был награжден: Орденом Ленина (1931), орденами «Красной Звезды» (1940), «Отечественной войны» II степени (1945), «Трудового Красного знамени» (1971) и медалями, отмечен благодарностями в приказах.
Долгие годы совместной работы позволили автору этих строк понять принципы жизни и деятельности А.И.Путилова. Я бы назвал его человеком двух эпох: родился в XIX в„ работал в XX в. Он пережил эпопею русско-японской войны, революцию 1905 г., первую мировую войну, две революции 1917 г., гражданскую войну, коллективизацию и индустриализацию, вторую мировую войну, два раза без вины был репрессирован… Пережив взлеты и падения, он прожил жизнь несгибаемым, полным энергии и желания создавать новую технику для своей страны.
Эта твердость духа была результатом воспитания в потомственной семье русского офицера, учебы в Кадетском корпусе и того, что у человека была цель — служение Родине. Россия должна помнить своих сыновей, создавших целую эпоху и становленни и развитии авиационной техники.
Автор: С.Д.Агавельян.