0.Х.Н.СлавороссовСлавороссов (Семененко) Харитон Никанорович (1886-1941).

Один из первых русских летчиков, инженер, педагог, спортсмен.

Харитон Никанорович родился 11 октября 1886 года в селе Домашлин, Черниговской губернии Российской Империи.

По линии отца, Никанора Даниловича, происходил из запорожских крестьян-казаков. Из восьми детей в семье выжило только четверо. Когда ему было 5 лет, семья перебралась в Одессу. Отец устроился дворником и получил казённое жильё. Мать, Акулина Логиновна, не выдержав тягот, впала в депрессию, и вся домашняя работа легла на плечи Харитона, как самого старшего из детей. Он учился на отлично в народной школе, хотя уроки ему приходилось делать под уличным фонарём на каменной тумбе, денег на керосин для домашней лампы не было. У него был абсолютный слух и дискант, «ангельский голос». Его взяли в церковный хор Одесского собора и прочили будущее певца, но он потерял голос во время подростковой ломки.

Окончив народную школу, продолжил обучение в ремесленном училище, затем окончил школу корабельных машинистов-механиков и в 15 лет начал трудовую деятельность машиниста на пароходе.

Харитон увлёкся велоспортом и устроился механиком в велосипедную мастерскую. Из старых деталей собрал велосипед. На велотреке устраивался «гандикап», когда вместе с чемпионами могли выступать новички. Юноша стал принимать участие в гонках и скоро выдвинулся в группу лидеров. На асфальтовом треке первенствовал знаменитый тогда Сергей Уточкин, а на земляном — Славороссов, они стали друзьями. Уточкин познакомил его с гонщиком Михаилом Ефимовым. Карьера профессионального велосипедиста складывалась удачно: Харитон стал чемпионом Одессы, рекордсменом на Северном Кавказе, ездил в велотурне по югу России. Талантливого гонщика пригласили выступать в одесском цирке с номером «гонки по вертикальной стене «Круг смерти»». Артисты цирка брали себе звучные псевдонимы и Харитон стал выступать под псевдонимом Славороссов.

Узнав, что Михаил Ефимов и Сергей Уточкин стали лётчиками, он в 1910 году приехал на авиационные соревнования в Санкт-Петербург и начал работать у Ефимова механиком. Так он освоил авиационную технику. Лётчик Генрих Сегно предложил ему место механика в открывшейся лётной школе общества «Авиата» (Варшава). Здесь Харитон, отремонтировав разбитый самолёт, тайком самостоятельно выучился на нём летать. Экзамен на звание пилота-авиатора Славороссов сдал блестяще и получил «Бреве» № 40. Харитона назначили первым пилотом «Авиаты» и инструктором. Впоследствии «Авиата» продала своё дело русскому военному министерству. Прощальным подарком варшавянам от Славороссова был первый в мире авиационный трюк: он пролетел на самолёте «Блерио» под мостом через Вислу. За этот пролёт он заплатил крупный штраф.

В венских состязаниях 1912 года на аэродроме в Винер-Нейштадте, где принимали участие 40 лучших авиаторов мира, Славороссов занял третье место. Лето и осень Славороссов провёл в турне по городам Австро-Венгрии с показательными полётами: Карлсбаде, Мариенбаде, Франценсбаде, Праге, Аббации, Меране, Боцене, Бриксене и других. В приморском курорте Фиуме его полёты поразили воображение и определили судьбу мальчика Роберто, сына вице-губернатора барона Лодовико Орос ди Бартини. Роберто Бартини, легендарная личность, увлёкся авиацией, а впоследствии приехал в Россию и стал известным советским авиаконструктором.

В январе 1913 года Харитон Славороссов прибыл в итальянский посёлок Виццола-Тичино из соседней Швейцарии, где участвовал в авиационных митингах. Он хотел приобрести у миланской фирмы «Капрони» пропеллер, который собирался установить на свой «Блерио». Инженер Капрони оценил его способности и пригласил к себе на работу в качестве лётчика-испытателя.

23 января 1913 года Славороссов установил мировой рекорд скорости с пассажиром. Судьи зафиксировали пролёт 200 км за 1 час 56 минут 30 секунд и 250 км за 2 часа 24 минуты 30 секунд.

В этот же день он установил следующие мировые рекорды:
-за 2 часа 206,25 км;
-за 2 часа в среднем 265,779 км.
Итальянские рекорды:
-5 км за 3 минуты;
-10 км за 6 минут;
-20 км за 11 минут 55 секунд;
-30 км за 17 минут 49 секунд;
-100 км за 57 минут 45 секунд;
-150 км 1 час 27 минут 35 секунд;
рекорд высоты: за 9 минут набрал 1,060 м.

23 февраля 1913 года «Gazzetta dello Sport» («Спортивная газета») предложила идею сложного перелёта Милан — Генуя — Рим, выдвинутую Луиджи Оригони, вице-президентом Итальянского авиационного общества, и сотрудником газеты, генеральным секретарём Итальянского туристического клуба Артуро Мерканти.

Было решено организовать перелёт на самолете фирмы «Капрони» Са-16. 26 февраля 1913 года Славороссов начал перелёт Виццола — Милан — Генуя — Пиза — Рим. Пилот осуществил перелёт, несмотря на неполадки и неблагоприятные погодные условия. Организация перелёта была безупречной: Министерство Военно-Морского Флота обеспечило курсирование торпедных катеров вдоль побережья от Ла Специи до Чивитавеккья.

О нём писали все европейские газеты, его называли «смелым поэтом скорости». В то время Славороссов был в первом ряду лётчиков мира и первым русским авиатором, имевшим мировые достижения.

В апреле 1913 года капитан Альберто Маренги-Маренко (Alberto Marenghi-Marenco) проводил на аэродроме Мирафиори в Турине международный военный конкурс для презентации новых итальянских самолётов. 19 (6) апреля Харитон Славороссов демонстрировал самолёт фирмы «Капрони». Он выиграл семь туров из девяти. А на восьмом произошла катастрофа. Самолёт опрокинулся во время посадки и вспыхнул пожар. Пилот-инструктор Славороссов был спасён, ученик пилота Франческо Галло погиб.
Шесть месяцев лечился Харитон в госпитале. После выздоровления Славороссов вернулся в авиацию, несмотря на небольшую хромоту. Но в Италии уже не остался и перебрался во Францию в январе 1914 года. В Париже он встретился с французскими авиаторами: Жюлем Ведрином, Роланом Гарросом, Жоржем Леганье и Адольфом Пегу. Ведрин и Гаррос помогли ему устроиться «гастролирующим пилотом» в фирмы «Кодрон» и «Моран-Солнье». Во Франции его стали называть Славо (ударение на букву»о»). Он быстро завоевал известность мастерством высшего пилотажа.

3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Началась Первая Мировая война. После объявления войны русские лётчики вступили добровольцами во французскую армию. Славо назначили в 1-ю авиационную группу в Дижоне, позднее перевели в авиационную школу в Аворе, где он 3 сентября 1914 года получил патент военного лётчика № 585. Службу продолжил в Бюке под Парижем. Был инструктором и занимался ответственными разведывательными полётами.

Славороссов решил вернуться в Россию. В феврале 1915 года он демобилизовался по инвалидности в госпитале в Версале. Харитон приехал в Петроград и летом поступил на авиационный завод Лебедева. Там он стал заведовать сдачей самолётов «Морис Фарман».
Восстановил авиашколу Всероссийского аэроклуба и нелегально учил летать матросов и солдат. Затем вступил в автомобильно-авиационную дружину, получил звание зауряд-поручика и вскоре был избран начальником дружины. В 1917 году произошли февральский переворот, а за ним октябрьский.

Славороссов поступил на мехмат в Томский технологический институт. Там он тесно общался с Николаем Камовым, будущим известным конструктором вертолётов. Потом Славороссов получил направление на учёбу в Академию Военно-воздушного флота, которую окончил в первом выпуске (диплом № 17). Дипломный проект его назывался «Воздушная линия Одесса — Константинополь».

Авиаинженер Славороссов был направлен на работу в «Добролёт». Три года он работал техническим директором среднеазиатского отделения, где появилась международная линия Ташкент — Кабул. У него проходил практику студент транспортного института Иосиф Берлин, ставший впоследствии заместителем авиаконструктора Роберта Бартини.

В 1925 году Славороссов занимался разработкой проекта воздушной линии Москва — Пекин. Перелёт совершила группа лётчиков в составе: Михаила Громова, Михаила Волковойнова, Никиты Найдёнова, Аркадия Екатова, Ивана Полякова и Аполлинария Томашевского, ученика Славороссова. Харитон Никанорович подготовил на месте самый трудный участок Урга-Калган — от Улан-Батора до Пекина. У самолёта Томашевского отказал двигатель, его с трудом отыскали. В пустыне за несколько дней машину отремонтировали с помощью опыта Славороссова.

Харитон Никанорович работал в «Добролёте» инженером по изысканию воздушных линий, начальником эксплуатационного отдела, главным инженером авиационного завода, а также преподавал в МВТУ, МЭИ, МАИ, Ленинградском институте гражданской авиации. Он дружил со своим однокашником учёным Владимиром Пышновым, лётчиком Анатолием Кожебаткиным, историком литературы Павлом Щёголевым. Под его руководством работал механиком будущий знаменитый лётчик Михаил Водопьянов.

Славороссов занимался возрождением планёрного спорта. В журнале «Вестник Воздушного флота» предлагал организовать Всероссийские планёрные соревнования, на приз готов был отдать свой заработок за лекции. Готовился к проекту перелёта через Тибет.

В тридцатых годах начались репрессии. В 1930 году арестовали Харитона Никаноровича, объявив его французским шпионом. Его оговорил коллега, из которого ложные показания были выбиты силой. Встретив Славороссова в лагере, этот человек просил у него прощения. Харитон Никанорович простил его, но, не выдержав угрызений совести, тот покончил с собой. Славороссов работал в «шарашке» — конструкторском бюро в Медвежьегорске. В 1941 году семье сообщили о его смерти в ссылке.

22 июля 1963 года Славороссов был посмертно реабилитирован (Постановление Военного трибунала Московского военного округа № Н-456 от 28 июня 1963 года).

1.Х.Н.Славороссов. 1910 г.

Х.Н.Славороссов (Семененко). 1910 г.

2.Х.Н.Славороссов у самолета Блерио-XI. 1911 г.

Х.Н.Славороссов (Семененко) у самолета «Блерио-XI». 1911 г.

3.Х.Н.Славороссов. 1913 г.

Х.Н.Славороссов (Семененко). 1913 г.

4.Х.Н.Славороссов. 1914 г.

Х.Н.Славороссов (Семененко). 1914 г.

5.Х.Н.Славороссов. 1918 г.

Х.Н.Славороссов (Семененко). 1918 г.

.

.

Список источников:
Л.В.Блонский. Авиация России.
Ю.М.Гальперин. В небе Франции.
Ю.М.Гальперин. Воздушный казак Вердена.