Томашевский Аполлинарий ИвановичТомашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926).

Летчик-испытатель, Заслуженный летчик СССР (17.07.1925 г.).

Родился 23 июня 1890 года в крестьянской семье.
В 1915 году по заявке военного ведомства командирован в Императорский Всероссийский аэроклуб (ИВА) из Гельсингфорса Службой Связи Воздушного района Балтийского моря. В 1915 году окончил авиашколу Петербургского Аэроклуба, где его выучил летать известный авиатор Харитон Славороссов. Томашевский выпускался из Аэроклуба на летающей лодке Ф.Б.А. (F.B.A. С). Получил диплом пилота-авиатора и направление в Петроградскую Офицерскую Школу Морской Авиации (ПОМША).
Осенью 1915 года ПОШМА переехала в Баку, т.к. погодные условия Балтийского моря мешали круглогодичной планомерной работе по подготовке морских летчиков.
Курсант — авиационный унтер-офицер 1-й ст. Аполлинарий Томашевский одним из первых был допущен к самостоятельным полетам на гидроаппаратах М-5. В первые дни января 1916 года успешно сдал полетный экзамен, что подтвердил 07.01.1916 г. Учебный Совет Школы , а затем МГШ.
Томашевский после сдачи экзамена был оставлен в Школе в должности Помощника руководителя полётов, т.к. «…его никак нельзя отпустить из Школы без большого ущерба для процесса обучения…»
Он не только обладал отличными летными навыками управления гидроаппаратами, но был и прекрасным механиком по авиамоторам.
В августе 1916 года командирован на завод Щетинина ПРТВ (г. Петроград), где принял участие в испытаниях первого в мире бронированного морского истребителя — летающей лодки М-11 Д.П.Григоровича.
Участник Первой Мировой войны, службу закончил в чине унтер-офицера.
С сентября 1918 года в Красной Армии, военный лётчик 2-го Советского авиаотряда в Саратове. Участник боев с белогвардейцами и белочехами на Восточном фронте. 18 октября 1918 года из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку на территории врага, попал в плен и был заключён в Уральскую тюрьму. Освобождён Красной Армией 24 февраля 1919 года.
С февраля 1919 года — военный лётчик разведывательного авиаотряда Южной группы войск Восточного фронта.
С июля 1919 года по март 1920 года — командир 30-го авиаотряда 4-й Армии.
В июле — сентябре 1920 года служил военным лётчиком в Славненской сводной авиагруппе Западного фронта.
После гражданской войны Томашевский работал на Севере. Вернувшись в Москву начал деятельность лётчика-испытателя. Испытал один из первых советских экспериментальных самолетов — тяжёлый триплан «КОМТА» (1923 г.). Поднял в небо и провёл лётные испытания первого советского пассажирского самолёта АК-1 (8.02.1924 г.), первого цельнометаллического многомоторного моноплана со свободнонесущим крылом АНТ-4 (ТБ-1) (26.11.1925 г.), второго АНТ-3 (Р-3) (1926 г.). С 10 по 22 июля 1924 года Томашевский с экипажем на АК-1 выполнили перелет Москва — Нижний Новгород — Казань и обратно. Участник первого советского группового сверхдальнего перелёта Москва — Улан-Батор — Пекин (июнь 1925 г.) на самолёте АК-1.
17 июля 1925 года присвоено звание «Заслуженный лётчик СССР».
При испытаниях в 1926 году самолёта АНТ-4 установил 2 неофициальных мировых рекорда продолжительности полёта с грузом:
-первый полет с полезной нагрузкой 2054 кг длился 4 часа 15 минут;
-во втором за 12 часов самолет пролетел 2000 км с грузом 1000 кг.
Первым из летчиков участвовал в зверобойных промыслах на Белом море. 4 марта 1926 года на самолете Junkers F-13 «Промбанк» выполнил разведку стойбиш тюленей и моржей.

2 ноября 1926 года А.И.Томашевский застрелился. По словам дочери, его очень мучили головные боли — последствие ранения. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Награды:
-два ордена Боевого Красного Знамени (12.08.1919 г., 17.07.1925 г.).

.

.
Список источников:
И.И.Родионов. Хронология авиации.
Сайт общества «Our Baku e.V.» («Наш Баку»). Томашевский Аполлинарий Иванович — Выпускник Бакинского Отделения Офицерской Школы Морской Авиации Отдела Воздушного Флота.
И.И.Шелест. Лечу за мечтой.