Ануфриев Петр АндреевичАнуфриев Петр Андреевич (1921-1961).

Летчик-испытатель.

Родился в 1921 году.
С 1939 года в Красной Армии.
Участник Великой Отечественной войны. Воевал в составе 157 истребительного авиаполка.
5 июля 1943 года был сбит в районе ст. Поныри Курской области. Во время спуска на парашюте был тяжело ранен.
С 1943 года в запасе.
С 194? года — летчик-испытатель НИИ № 1.
С 1955 года на летно-испытательной работе на авиазаводе № 21 им. С.Орджоникидзе. Поднял в небо первый серийный МиГ-21Ф (08.02.1960 г.). Участвовал в испытаниях Е-2А (1957 г.).
С 1960 года на летно-испытательной работе в ОКБ М.Л.Миля.

30 мая 1961 года погиб при выполнении перегоночного полета на Ми-10.
Полеты по программе заводских испытаний Ми-10 выполняли летчики Г.В.Алферов и Б.В.Земсков. В сентябре 1961 года они установили абсолютный мировой рекорд (для того времени) подъема на вертолете максимальным груза весом 15103 кг на высоту 2000 метров. Предъявление «Летающего крана» Ми-10 на государственные испытания задержалось из-за печальных обстоятельств.

В 1961 году при перелете вертолета Ми-10 из Казани на подмосковный аэродром, в районе города Сасово, прибор контроля давления масла в главном редукторе начал показывать уменьшение давления. Командир экипажа летчик-испытатель П.А.Ануфриев решил посадить вертолет для осмотра силовой установки. Выбрать площадку для посадки оказалось не так просто. Кругом лесные массивы, а в промежутках между ними населенные пункты. Наконец, удалось найти как будто бы подходящее место — лужайку за окраиной деревни.
По мере приближения к предполагаемому месту посадки летчик заметил, что лужайка неровная, с уклоном к примыкавшему к ней болоту. Подведя вертолет к лужайке и зависнув над ней, но окончательно не приземляя его, так, что он находился во «взвешенном» состоянии при вращающемся несущем винте, Петр Ануфриев дал команду штурману-радисту Семену Клепикову сойти и осмотреть площадку.

Клепиков убедился, что левые передняя и основная стойки шасси опираются на зыбкую болотистую почву и окончательное полное приземление вертолета грозит опрокидыванием его в сторону болота. Сложив руки крестом, штурман показал командиру, что посадка на этой площадке невозможна, и поднялся на борт вертолета. Взлетели и едва перелетев над насыпью, пролегавшей поперек пути вертолета, увидели, что давление масла упало до нуля. Впереди неровное поле, засеянное рожью. Приземлившись с порядочной горизонтальной скоростью, «летающий кран» по инерции пробежал 300-400 метров до встретившегося на пути небольшого бугорка, теряя на пробеге детали разрушившейся силовой установки, опрокинулся и загорелся. Какие-то неведомые силы выбросили Клепикова из кабины и он, получив незначительные травмы, оказался на ржаном поле в десяти-пятнадцати метрах от горящего вертолета. Начавшийся пожар не получил большого распространения и постепенно угасал.

Механизаторам близлежащего совхоза, работавшим в поле недалеко от места падения вертолета, удалось вытащить из-под обломков тела погибших второго летчика В.П.Михайлюка, борттехника Ш.М.Аруина, техника А.А.Мысловского и подававшего признаки жизни командира экипажа П.А.Ануфриева.

На редкость оперативно сработала телефонная связь. Меньше через час о катастрофе стало известно М.Л.Милю и находившемуся на аэродроме вертолетного ОКБ инженеру НИИ ВВС Загордану. Быстро был снаряжен самолет Ли-2, на борту которого заняли места военный представитель в ОКБ Г.П.Чернышев, М.Л.Миль и А.М.Загордан. Ли-2 доставил их на аэродром Чучково, а оттуда вертолетом Ми-4, пилотируемым одним из опытнейших вертолетчиков Ф.Ф.Прокопенко, они добрались до места катастрофы Ми-10.

В расследовании катастрофы Ми-10 показания пребывавшего в сознании члена экипажа С.И.Клепикова значительно облегчили эту задачу. Его рассказ, подробный осмотр места катастрофы позволили восстановить картину этого тяжелого летного происшествия и с достаточной достоверностью определить его причину. Казалось бы устраненные недостатки силовой установки, которые проявились на вертолете Ми-6, вновь дали знать о себе. Катастрофа произошла из-за поломки привода маслонасоса в главном редукторе.

Прибывшие на место катастрофы вертолетчики на ночь разместились в районной больнице, куда был доставлен тяжелораненый Ануфриев, в надежде, что его ранение не окажется смертельным и от него, может быть, удастся уточнить некоторые обстоятельства катастрофы. Но эти надежды не оправдались. Петр Андреевич Ануфриев всю ночь бредил, произносил какие-то несвязные слова, а к утру скончался.

Подробный анализ обстоятельств катастрофы позволил наметить пути повышения надежности силовой установки Ми-6 и Ми-10. Приводы маслонасосов пришлось усилить и заменить как на опытных Ми-10, так и на всех Ми-6. Для этого понадобилось немало времени и государственные испытания «Летающего крана» удалось начать лишь в 1964 году.
.
.

Источник:
Энциклопедия испытателей (http://www.testpilot.ru).
А.М.Загордан. Военные испытатели вертолетов.