Многоцелевой вертолет Ми-4.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.0.Ми-4

Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание вертолета было ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на практике в военных действиях в Корее, особенно при высадке вертолетами в 1951 году морского десанта в Инчоне.

Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок — в течение одного года: 5 октября 1951 года было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952 года первый опытный вертолет ВД-12 (вертолет десантный на 12 мест) совершил первый полет (летчик-испытатель В.В.Виницкий) и в этом же году начал производиться серийно. В 1953 году первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы.

По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4 значительно превосходил все зарубежные вертолеты. Имея такую же компоновку силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части фюзеляжа, как у вертолета Сикорский S-55, созданного в 1949 году, вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза, перевозя нагрузку 1200 кг в нормальном варианте и 1600 кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1600 кг, в том числе пушку калибром 57 мм с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67В, а позже ГАЗ-69, и была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом — решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-транспортных вертолетов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с пулеметом калибром 12,7 мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка — специально разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1250 кВт, 1700 л.с., разработанный ОКБ им. В.Д.Швецова.

При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера лопастей несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов. Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953-1966 годах на вертолетном заводе в Казани, где было построено примерно 3200 вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были поставлены в 1956-1966 годах за рубеж в 24 страны; кроме того, вертолеты Ми-4 под обозначением Z-5 «Harbin» производились в 1958-1979 годах по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов. В 1955 году на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5» протяженностью более 5000 км. На вертолетах Ми-4 в 1956-1965 годах были установлены 8 международных рекордов, в их числе подъем груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м, а в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет был удостоен диплома и золотой медали.

Вертолеты Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов. Уже в 1950 году на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в 1954 году с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией.

В 1956 году вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии, в 1961-1962 годах в Индии, в 1965 году в Пакистане, в 1960-1975 годах в Ираке, в Эфиопии в 1971-1980 годах и других странах, а в 1978 году в Афганистане, где они вскоре были вытеснены вертолетами Ми-8 и Ми-24. По данным на середину 1995 года, в вооруженных силах различных стран используются 555 вертолетов Ми-4: Албания — 18, Алжир — 30, Афганистан — 12, Болгария — 14, Венгрия — 40, Вьетнам — 30, Ирак — 40, Йемен — 4, КНР — 350, Куба — 5, Судан -10 и др.

Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ПД и четырехопорным шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной экипажа над ним. Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина размерами 4,15 х 1,70 х 1,6 м и объемом 16 м3 с задним грузовым люком размерами 1,86 х 1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками. С левого борта кабины расположена дверь размерами 0,9 х 1,45 м, в дверном проеме устанавливается стрела с электролебедкой БА-47 для подвеса груза, по бокам кабины имеются три круглых окна, одно из них в двери. В кабине размещаются откидные сиденья для 12 десантников; в перегрузочном варианте — для 16 десантников, включая стрелка; в санитарном варианте в кабине устанавливается 8 носилок для раненых, столик и сиденье для санитара. Кабина летчика имеет поточно-вытяжную вентиляцию и большие сдвижные двери. С 1957 года вертолеты Ми-4 оборудуются системой внешней подвески грузов массой 1200 кг, в перегрузочном варианте — до 1600 кг. В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ-481 калибром 12,7 мм и коллиматорным прицелом К-10Т. Хвостовая балка коническая, круглого сечения полумонококовой конструкции, с отклоненной вверх концевой балкой.

Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700 х 850 мм, передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100 х 150 мм, на конце хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с воздушным амортизатором.

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 года прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0,62 м, профиль лопасти NАСА 23012, ресурс лопасти 2500 ч. До 1960 года несущие винты имели лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500 ч. Лопасти имели трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0,8 м и на конце 0,325 м, профиль лопасти NАСА 230.

Рулевой винт диаметром 3,6 м, трехлопастный, толкающий, с деревянными лопастями трапециевидной формы в плане.

Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания; по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного охлаждения с осевым вентилятором.

Топливная система состоит из одного мягкого протестированного бензобака емкостью 1000 л в специальном контейнере в центральной части фюзеляжа. Для перегоночных полетов в грузовой кабине устанавливается дополнительный бак емкостью 275 л. Маслосистема состоит из одного маслобака емкостью 65 л и маслорадиатора, охлаждаемого воздухом от вентилятора двигателя.

Трансмиссия состоит из главного редуктора с муфтой свободного хода и собственной маслосистемой, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта, соединительных валов и тормоза несущего винта, скорость вращения вала несущего винта на взлетном режиме 198 об/мин, на номинальном режиме 178 об/мин. Система управления впервые в практике отечественного вертолетостроения выполнена бустерной, с гидроусилителями по всем четырем каналам, работа которых- обеспечивается от основной и дублирующей гидросистем с рабочим давлением 3,9 — 5,9 мПа, 40 — 60 кг/см2.

Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами.

Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2, радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных модификаций, дополняется специальным оборудованием. Вертолет оснащен кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных полетах с кислородным баллоном емкостью 2 л и противообледенительной спиртовой системой; в санитарном варианте дополнительно устанавливается 8 кислородных баллонов емкостью по 1,8 л для раненых.

Модификации :
Ми-4А — базовая модификация, основной транспортно-десантный вертолет вооруженных сил стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.
Ми-4ПС — спасательный вертолет для ВВС и ВМФ.
Ми-4СХ — сельскохозяйственный, с опрыскивателем для жидких химикатов.
Ми-4СВ — «утепленный» вариант Ми-4, созданный в 1956 году для работы на Севере.
Ми-4ПС — поисково-спасательный вертолет; разработка была начата в 1958 году.
Ми-4М — противолодочный вертолет, в 1959 году предъявлен на государственные испытания, в 1963 году принят на вооружение авиации ВМФ.
Ми-4МЭ — экспортный вариант Ми-4М, разработан в 1963 году.
Ми-4Т — вертолет-торпедоносец, развитие Ми-4М, без магнитометра и РЛС.
Ми-4АВ — вооруженный вариант Ми-4А.
Ми-4П — пассажирский, для перевозки 10 пассажиров и 200 кг груза.
Ми-4Л — лесопожарный вертолет для борьбы с лесными пожарами.
Ми-4УМ — радиоуправляемая мишень — вариант Ми-4, созданный в 1979 году.

ЛТХ:

Модификация: Ми-4А
Диаметр главного винта, м: 21,00
Длина,м: 26,80
Высота ,м: 4,40
Ширина, м: 2,00
Масса, кг
-пустого: 5100
-нормальная взлетная: 7150
-максимальная взлетная: 7550
Топливо, л
-внутренние: 600 (800)
-с дополнительным баком: 914 (1200)
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82В
-мощность, кВт: 1 х 1250
Максимальная скорость, км/ч: 185
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Дальность действия, км
-при номинальном топливе: 410
-с макс. запасом топлива: 500
-с 1 ПТБ: 660
Макс. скороподъемность, м/мин: 336
Практический потолок, м: 5500
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 1-2
Полезная нагрузка: 12-16 солдат или 8 больных на носилках (санитарный вариант) + 1 сопровождающий или 1200 кг груза (максимально — 1600 кг).

1.Ми-4 Аэрофлота заходит на посадку.

Ми-4 Аэрофлота заходит на посадку.

1а.Ми-4 местных авиалиний.

Ми-4 местных авиалиний.

1б.Ми-4 Аэрофлота. 5

Ми-4 местных авиалиний.

1в.Ми-4 INTERFLUG. ГДР Дрезден.

Ми-4 INTERFLUG. ГДР г.Дрезден.

1г.Ми-4 Аэрофлота на Шпицбергене. 1965 г. 1

Ми-4 Аэрофлота на Шпицбергене. 1965 г.

1д.Ми-4 Аэрофлота на Шпицбергене. 1965 г. 2

Ми-4 Аэрофлота на Шпицбергене. 1965 г.

1е.Подготовка к полету Ми-4. Шпицберген

Подготовка Ми-4 Аэрофлота к полету. Шпицберген, 1965 г.

1ж.Ми-4 в горах.

Ми-4 в горах.

1з.Ми-4 Аэрофлота. Якутия. 1980-е. 2

Ми-4 Аэрофлота. Якутия. 1980-е.

1и.Ми-4 с грузом на вн. подв.

Ми-4 с грузом на внешней подвеске.

2а.Ми-4А ДОСААФ.

Ми-4А из состава ДОСААФ.

2.Ми-4А ВВС СССР.

Ми-4А ВВС СССР.

2б.Ми-4А ВВС СССР.

Ми-4А ВВС СССР.

3б.Ми-4А звена связи Борисоглебского ВВАУЛ.1953г.

Ми-4А звена связи Борисоглебского ВВАУЛ. 1953 г.

3в.Транспортно-десантный вертолет МИ-4А ВВС ГДР.

Транспортно-десантный вертолет Ми-4А ВВС ГДР.

5.Ми-4А - постановщик мин.

Ми-4А — постановщик минных полей.

6.Пара Ми-4А в полете.

Пара Ми-4А ВВС СССР в полете.

7.Ми-4А на стоянке.

Советский летчик у вертолета Ми-4А на стоянке.

8.Летчики на фоне Ми-4А. Аэродром Фюрстенвальде. Начало 60-х.

Летчики на фоне Ми-4А. Аэродром Фюрстенвальде. Начало 60-х.

9.Курсанты СВВАУЛ после сдачи летной подготовке на Ми-4А.

Курсанты СВВАУЛ после сдачи летной подготовке на Ми-4А.

10.Ми-4А ВВС СССР в ремонте.

Ми-4А ВВС СССР в ремонте.

13.Ми-4А ВВС ЧССР.

Ми-4А ВВС ЧССР.

14.Ми-4А ВВС ЧССР. 2

Ми-4А ВВС ЧССР.

15.Тех.обслуживание Ми-4А ВВС ВНР.

Тех.обслуживание Ми-4А ВВС ВНР.

16.Ми-4А ВВС ВНР. 2

Ми-4А ВВС ВНР в полете.

18.Ми-4А ВВС Венгрии в авиамузее. 1

Ми-4А ВВС Венгрии в авиамузее.

17.Ми-4А ВВС Венгрии в авиамузее. 2

Ми-4А ВВС Венгрии в авиамузее.

28.Вид на кабину Ми-4.

Вид на кабину Ми-4.

29.Гр. кабина Ми-4 в санитарном варианте

Грузовая кабина Ми-4 в санитарном варианте.

29а.Грузовой отсек Ми-4 с доп.баком.

Грузовой отсек Ми-4 с дополнительным топливным баком.

30.Открытые аппарели Ми-4А.

Открытые аппарели грузовой кабины Ми-4А.

31.Замена гл.редуктора на Ми-4А в тайге.

 Замена главного редуктора на Ми-4А в полевых условиях.

32.Кр.лопастей и фрикционные демпферы

Крепление лопастей и фрикционные демпферы на Ми-4.

33.Ми-4А в парадной раскраске. Рисунок.

Ми-4А в парадной раскраске. Рисунок.

34.Ми-4А ВВС Венгрии. Рисунок.

Ми-4А ВВС Венгрии. Рисунок.

35.Общая схема управления вертолета Ми-4

Общая схема управления вертолета Ми-4.

36.Схема трансмиссии вертолета Ми-4

Схема трансмиссии вертолета Ми-4.

37.Ми-4. Схема.

Ми-4. Схема.

.

.

Список источников:
Е.И.Ружицкий. Вертолеты.
Дмитрий Гай. Вертолеты зовутся Ми.
Авиация и Время. Юрий Пучков, Андрей Хаустов. Ми-4 достигает цели.
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет.